Фильм Девятаев это российская приключенческая военная драма о советском лётчике Михаиле Девятаеве. Действие разворачивается летом 1944 года, когда наши войска ведут активное наступление, но враг ещё довольно силён и вовсю сопротивляется. Во время воздушного боя с немецкими истребителями Михаил оказывается сбит и терпит крушение над вражеской территорией, где при падении выживает, однако же попадает в плен к неприятелю. Теперь ему предстоит сделать нелёгкий выбор между смертью в концлагере или возможностью снова оказаться в самолёте, но уже сражаться за немцев. И пока ему дают время на размышление, он обдумывает план дерзкого побега с угоном самолёта из особо охраняемой базы. Теперь ему предстоит проявить всю свою выдержку и смекалку, чтобы не дать противнику переломить ход войны и осуществить задуманное.
Постановщиками этой драматической картины выступил дуэт кинорежиссёров Тимура Бекмамбетова (Бен-Гур, Президент Линкольн: Охотник на вампиров, Ёлки Последние) и Сергея Трофимова. За сюжет отвечают Максим Бударин (Битва за Севастополь), Константин Галдаев, Георгий Селегей и Ильгиз Зайниев, адаптировавших реальную историю подвига советского лётчика. В продюсерах проекта также значатся Игорь Угольников (Подольские курсанты, Батальонъ, Брестская крепость) и Игорь Мишин (Орлеан. Фантасмагория греха, Любовь с акцентом, Овсянки). За операторскую работу и визуальный ряд здесь отвечает Елена Иванова, за монтаж - Александр Иванов, художниками выступили Эльдар Кархалев и Сергей Стручёв, а музыку написал Юрий Потеенко (Доктор Лиза, Анна Каренина. История Вронского, Время первых). Заявленный хронометраж составляет почти два часа и составляет сто восемнадцать минут экранного времени, включая титры.
Актёрский состав фильма возглавляет в титульной роли Павел Прилучный (Комета Галлея, Тень звезды, Союз Спасения). А компанию ему в этой русской военной драме составили Павел Чинарёв (Смертельные иллюзии, Запретная зона, Миллиард), Тимофей Трибунцев (БУМЕРанг, Последний богатырь: Корень зла, Серебряные коньки), Алексей Филимонов (Человек, который удивил всех, Про Любовь, Еще один год), Дмитрий Лысенков (Вампиры средней полосы, Девятая, Жара), Олег Чугунов (Яга. Кошмар тёмного леса, Вдова), Никита Кологривый (Зоя, Русский рейд, Жги!), а также здесь снялись Евгений Серзин, Владимир Лысенко, Антон Ксенев и другие наши артисты сериалов и кино.
Дата премьеры в России назначена прокатчиком «СППР» в кинотеатрах по стране с двадцать девятого апреля 2021-ого года. Возрастной рейтинг ограничения картине присовен 6+, так что её можно смотреть даже с детьми.
Это, пожалуй, самый увлекательный, неожиданный и в хорошем смысле бесшабашный военный блокбастер за долгие годы. Нигде больше так азартно пропеллерами не мерились.
«Девятаев» с финальным маршем по Красной площади и звучащей с экрана фразой «вручение высоких государственных наград» – фильм гораздо более советский, чем снимали в советские годы. И работает это кино прежде всего в небе, где солнце и облака, блестящие в его лучах.
Фильм цепляет — при всех недостатках. Он дарит сильные эмоции и запоминается рядом мощных сцен. Фронтовикам он вряд ли понравится, но если задача состояла в том, чтобы привлечь к нашей военной истории внимание молодежи, цель достигнута.
Фильм «Девятаев» своим существованием доказывает, что можно снять красивое и зрелищное кино о войне, не скатываясь при этом в подражание шаблонным голливудским боевикам.
Никакого волюнтаризма обособленного одиночки в фильме нет даже близко. Экстраординарное бегство совершается коллективными усилиями, поэтому в побитом и обессиленном Девятаеве, которого сообщники буквально волоком тащат к месту будущего подвига, нет ничего героического.
Тимур Бекмамбетов и Сергей Трофимов сняли по-настоящему глубокое, интересное и зрелищное кино, избежав при этом назидательных интонаций и банальных штампов.
Почти со всеми этими задачами авторы «Девятаева» справились. По крайней мере, в сцене побега главным героям сопереживаешь не меньше, чем друзьям Оушена, а в воздушных эпизодах темп и виражи заставляют вжиматься в кресло, пока губы неизбежно напевают Бернеса,— романтика небесного промысла, к счастью, разбавляет привычно суровые краски фильмов про концлагерь.
Если смотреть «Девятаева» как крутой экшн, то он, конечно, прекрасен, эмоционален и зрелищен (и, да, великолепно снят). Сцены воздушных боев готовились по технологии игрового шутера War Thunder, как в последних «Звездных войнах».
Авторам удалось нащупать почти идеальный баланс реальных событий и зрелищности. История Михаила Девятаева удивительна сама по себе, а побочные сюжетные повороты не сделали её хуже.
«Девятаев» ровно встает на полочку нынешнего казенного российского военно-патриотического кино, от которого он отличается только тем, что снят намного лучше. Идеологически же фильм едва отличим от танково-окопного экшена последних лет.
Баланс между этими двумя крайностями выдержан не без погрешностей, но у зрителей будет возможность понять, почему пленные решились на побег и от чего они бежали, а также увидеть захватывающие подробности того, как они это сделали.
Детский, примитивный, «Перл Харбор» из Болливуда. Ну, да, патриотизм у нас — это не гордость за людей, не сопереживание им, а щенячий восторг по поводу красоты и скорости самолетиков (а также танчиков, пушечек и ружариков). Но эта откровенность как-то даже обезоруживает.
Сложно не отметить все эти «оговорочки по Фрейду», но видеть ли во всем происходящем в итоге какую-то метафору или нет, решать смотрящему.
Бекмамбетов и Трофимов осознанно предпочитают жесткой реальности сказку — от фольклорного предсказания «Поймаешь птицу железну, довезет она тебя до дома» до баснословного финала, в котором Девятаев косвенно оказывается крестным отцом советской космической программы. Драмы столкновения героя с двумя режимами в фильме нет вовсе.
Павлу Прилучному, сыгравшему Михаила Девятаева, верится как-то не очень.
Неожиданная для патриотического экшена смутная гей-линия и хорошие актеры второго плана (уже упомянутый Трибунцев, Алексей Филимонов) не дают противоядия от клишированности сцен и диалогов и откровенной нелепости счастливого финала.
Фильм слишком боится выйти за пределы военного канона, все любопытные отступления им мгновенно забываются. Больше всего это заметно в финале, из которого будто бы вырвали ещё полчаса хронометража.
Фильм прекрасно вписывается в свой жанр – «патриотический боевик», где не так важна историческая точность. Авторы подобных картин преследуют цель не рассказать историю конкретного человека, не показать весь тот спектр характеров людей, которые выиграли войну, а лишь спекулируют на выигрышной теме патриотизма.
Реальность, она такая скучная, её же обязательно нужно приукрасить, да, господа режиссёры? И они приукрашивают. Даром что никто в кадре не целуется, а уж аттракцион с неудачным взлётом — это отдельное шоу. Но увы, кино от этого ничего не приобретает, а только теряет. Смысл, вес, правду. Жизнь.
Фильм очередной плохо пропеченный блин. Нет, он вкусный и румяный. Но вот кто-то опять смачно в него плюнул. Прямо в середину.
Наверное, сценаристы мечтают снимать хорроры про зомби-нацистов. Что ж, есть и такой жанр. Но неужели нельзя было обойтись без имен настоящих героев?