Мультфильм Марс Экспресс расскажет о частном сыщике и её помощнике-андроиде, которые на Марсе 2200 года выполняют секретное задание. Им, нанятым одним богатеем, предстоит найти девушку-хакера, создавшую программу, уничтожающую все этические и моральные ограничения роботов, дав им полную свободу действия, в том числе на нанесение вреда человечеству. Впереди их ждёт много тайн, способных навсегда изменить расстановку сил во вселенной, а самим детективам предстоит столкнуться со сложным моральным выбором.
«Марс Экспресс» — это научно-фантастический детектив с элементами триллера в жанре нуар о полицейском расследовании, происходящем в среде киберпанка. Анимация в течение всего фильма держит зрителя в напряжении: уже на первых минутах ленты происходит преступление в целой череде детективных перипетий.
«Марс Экспресс» получился занимательной философской притчей, вписывающейся в классический пантеон научной фантастики (тут отголоски и «Бегущего по лезвию», и «Матрицы»), но предлагающей более легкое, увлекательное, быстрое для просмотра и понимания зрелище. Этакий рассказ, позволяющий не только заглянуть во вполне вероятное будущее, но и задуматься о настоящем – стоит ли стремиться в космос и колонизировать другие планеты, не изжив проблемы на этой. И создавать искусственный разум, не излечив настоящий.
Марс экспресс» — маленький подарок всем фанатам киберпанка и авторской анимации, на который, безусловно, стоит обратить внимание, посмотрев его на большом экране.
Фильм недвусмысленно постулирует: роботизация — это жизнь, а вот биотехнологии — смерть. Природа — это болезни, это старение, это биомашины войны, похожие на монстров из «Звездного десанта», с одной из которых дерется Карлос, в свою очередь похожий на «Робокопа» того же Пола Верховена. Сколько мы твердили, мол, человеку нужен человек: вполне возможно, и человеку, и роботу нужно нечто другое. Не цифровой разум очеловечивается, а наша душа — оцифровывается.
Это кино словно создано для оптимистов, которые в последние несколько лет, кажется, окончательно утвердились как вымирающий вид. Так что если вы среди них и до сих пор верите, что «дальше будет лучше» и прогресс решит все наши проблемы, не обольщайтесь. Жизнь на Марсе есть, но она едва ли приятнее той, от которой мы хотим убежать.
«Марс Экспресс» — это динамичный киберпанк-мультфильм с закрученной нуарной интригой и отличными героями; хорошее и компактное (меньше полутора часов!) зрелище для фанатов жанра и любителей красивого футуристического стиля.
Создаётся впечатление, что создатели ленты «Марс Экспресс» взяли несколько книжек, а дальше по известному рецепту – взболтать, но не смешивать. Полученный коктейль запросто собьёт с ног неподготовленного дегустатора. Что же являлось центральным посылом фильма? За какую из мыслей хвататься? На самом деле не так важно. Просто каждый из заявленных авторами тезисов требует времени на своё осмысление. А это явный признак того, что «Марс Экспресс» ещё не раз пригласит вас к себе для просмотра.
Ворлдбилдинг — главное достоинство мультфильма и важное напоминание о том, насколько амбициозной может научная фантастика. «Марс Экспресс» просто забит любопытными идеями о развитии технологий, каждую из которых Чарли Брукер с радостью превратил бы в завязку нового эпизода «Черного зеркала».
«Марс Экспресс» — стильный футуристичный нуар, сдувающий пыль с киберпанка, обходя его штампы. Кажется, что режиссёр сам некоторое время гостил в этом мире, настолько обжитым и продуманным он предстаёт.
В «Марс Экспрессе» слишком много смыслов и мотивов, как и в любом другом фестивальном кино. Возможно, не все темы раскрыты полностью, но по крайней мере авторы действительно стараются дать зрителю пищу для размышления. А уж выбрать, каким будет мир в 2200-й, каждому предстоит самостоятельно.
Робот не может навредить человеку и не может ослушаться. Все так. Закон есть закон. Но тот же робот может накопить денег, нанять беспринципного человека – хакера, который сменит ему прошивку так, что робот получит возможность и вредить, и не слушать. По следу такого киберпреступника идут два частных детектива – белокурая валькирия Алис и ее верный напарник Карлос.
Герои теряют и находят то, что ищут, но главной кульминацией становится вопрос о том, смогут ли сосуществовать люди и андроиды в одном пространстве? Ответ очевидный и очень трогательный. После него можно ещё немного пофантазировать о том, какой будет жизнь на Марсе.
Финальный твист довольно предсказуем — кто здесь главный злодей, понятно если не с первого, то уж точно со второго его появления на экране. Но Перен поддерживает бодрый ритм фильма и наполняет его достаточным количеством эффектно отрисованных экшен-сцен, чтобы зрители не заскучали. В то же время всю картину пронизывает ощущение неизбывной меланхолии, столь характерное и для нуара, и для киберпанка в духе Филипа Дика.
Высочайшая плотность событий и обилие деталей, конечно, может отпугнуть неподготовленных зрителей. Почти каждая сцена и диалог под завязку набиты фанатскими отсылками и техническими нюансами, которые будет сложно уловить сходу. «Марс Экспресс» явно рассчитан на подготовленную аудиторию, знакомую с законами робототехники Айзека Азимова или технологией цифровизации сознания.
Столь эклектичные декорации не только разнообразят маршрут расследования, но и подтирают грань между человеком и репликантом — как минимум в тандеме главных героев. У Алин есть свои законы робототехники, блокирующие бутылки со спиртным и планы о будущем. У Карлоса под броней столько человеческих, очень человеческих эмоций, что можно легко забыть о технологичном нутре. Впрочем, они немного теряются на фоне впечатляющего мироустройства.
«Марс Экспресс» привлекает внимание сразу же, с первых кадров. Здесь нет ничего привычного, а каждая новая деталь может стать решающим винтиком детективной линии. Моргнув всего раз, смотрящий рискует потеряться в перегруженном техническими новшествами мире и застать финал в недоуменном состоянии. И здесь кроется, пожалуй, единственная проблема анимационного фильма — его сюжет сильно уступает форме.
Напряжение в повествовании возрастает по мере того, как фильм приближается к третьему акту, но, что удивительно, "Марс Экспресс" так и не перерастает в полномасштабное апокалиптическое событие, вместо этого Перен красиво, эффектно и даже обнадёживающе завершит картину.
Ключевая проблема «Марс Экспресс» заключается в плотной атмосфере вторичности. Систематические заимствования работают как в положительную сторону, так и в отрицательную. Несмотря на наличие интересных решений, мультфильму остро не хватает самобытности. Нуарной, киберпанковской, фантастической, даже чисто французской.