ВНИМАНИЕ! Мегакритик не рекомендует просмотр фильмов жанра ужасов: они негативно влияют на психику и моральное состояние человека!
Фильм Мертвые не умирают представляет собой артхаусную комедию ужасов от культового кинорежиссёра Джима Джармуша (Патерсон, Выживут только любовники) по своему собственному сценарию. Картина стала фильмом открытия на Каннском кинофестивале 2019 и была номинирована на Золотую пальмовую ветвь. Новый проект этого независимого постановщика по своему жанру является зомби-комедией о противостоянии парочки копов целой орде живых мертвецов, внезапно восставших из-под земли в тихом американском городке. Среди продюсеров числятся Джошуа Астрачан (Громче, чем бомбы, Дети сексу не помеха) и Картер Логан (Пределы контроля).
Главными героями комедийного ужастика выступают полицейские небольшого города, где начинают происходить странные события. В лес сбегают домашние питомцы местных жителей, по радио регулярно звучит одна и та же композиция, а учёные только разводят руками, не в силах объяснить творящиеся кругом аномалии. В результате всё разрешается тем, что происходит зомби-апокалипсис. Мёртвые поднимаются из своих могил и начинают нападать на граждан. Теперь лишь отважные стражи правопорядка смогут спасти жизни местных от злобных и хищных орд всякой нежити.
Актёрский состав фильма включает в себя таких знаменитостей, как Билл Мюррей (Охотники за сокровищами, Гайд-Парк на Гудзоне, Королевство полной луны, Зомбилэнд), Хлоя Севиньи (Снеговик, Ужин, Любовь и дружба), Тильда Суинтон (Суспирия, Доктор Стрэндж, Да здравствует Цезарь!), Дэнни Гловер (2012, Слепота, Перемотка), Адам Драйвер (Человек, который убил Дон Кихота, Звёздные войны: Последние джедаи, Молчание), Стив Бушеми (Святой Джон из Лас-Вегаса, Одноклассники, Смерть Сталина), Селена Гомес (Отвязные каникулы, Монте-Карло), а также рэпер RZA (13-й район: Кирпичные особняки, Мой парень – киллер, Три дня на побег), Том Уэйтс (Воображариум доктора Парнаса, Семь психопатов, Книга Илая), Эстер Балинт и другие артисты. Дата премьеры в России должна состояться в кинотеатрах 11 июля.
Зомби-комедия на грани безумия от главного режиссера американского независимого кино.
У Джармуша на все претензии есть оправдание, которое при желании можно считать жизненной философией или даже ключом к пониманию всего: «Мир совершенен. Умей ценить детали». Чего-чего, а этого здесь в избытке. Мёртвые пьют кофе, играют в бейсбол и разыскивают пароль от вай-фая.
"Мертвые не умирают" — это, в общем-то, не кино, а игра в него, и Джармуш запросто ломает четвертую стену, подшучивая не только над персонажами, но и над актерами, которые их играют.
Джармуш здесь продемонстрировал могущество своего стиля, режиссерской манеры. Наглядно доказал, что они сильнее любых форматов и конвенций — что бы он ни снимал, все равно будет не хоррор, мелодрама, комедия или боевик, а «фильм Джармуша».
Очень странный трибьют Ромеро, где герои понимают, что живут в киносценарии, ключевые сцены отсутствуют, и с самого начала всем сообщают, что добром это не кончится. Красота в деталях!
Это на самом деле попурри из жанров, которое «заимствует» форму хоррора, ведь все-таки зомби-апокалипсис. Джим Джармуш по-своему играет со зрителем и со своим актерским ансамблем.
На секунду «Мёртвые не умирают» могут показаться даже китчем или трэшем. Кажется, большей неудачи для Джармуша и придумать было нельзя. Ему будто изменило чувство вкуса, он вдруг резко постарел, в пику своим фанатам сознательно снял приторное и ординарное кино.
И если размеренный темп фильма или имя режиссёра могут вас отпугнуть, то сценарий, наполненный доверху отсылками к поп-культуре и остроумными шутками над всеми штампами зомби-хорроров, буквально делают эту историю метамодернистской.
Джармуш говорит, что хотел покончить со всеми фильмами о зомби. Хотелось бы сказать, что ему это удалось, но, увы, этого не случилось — жанр будет жить и дальше. Смотреть «Мёртвых» легко и даже местами весело, несмотря ни на что.
Возможно, ни один жанр в кино не отражает реальность лучше, чем… фильмы о зомби. Об этом говорил и Джордж Ромеро, прародитель этого жанра, чье имя поминается и в мрачной киноманской фантазии Джармуша.
Так как для габитуса характерна ярко выраженная связь с телом, он же и «вшит» в тело фильма. Отсюда эта неповоротливость и гиперболичность картины, которая, как кажется, на самом деле содержательнаи говорит нам о нас самих - о том, что нам нравится и что мы предпочитаем неразумно и безостановочно поглощать. В том числе и в кино.
«Мертвые не умирают», может быть, и немного затянувшийся, но все равно бесконечно очаровательный анекдот: людям творческим нельзя забывать, что они шуты, а шутам нельзя забывать, насколько благородно их ремесло.
Джармуш ломает четвертую стену, которая и без того была хлипкой: это всего лишь фильм, игра в жанр, не принимайте ее всерьез. Тогда, возможно, удастся не заметить, что мир действительно соскочил с оси, и это обязательно плохо кончится.
В эпоху, когда кинотеатры практически целиком забиты многомиллионными франшизами, кто-то осмелился сделать странный, неказистый и довольно очаровательный фильм про то, как Тильда Суинтон накладывает мертвецам макияж, а Кайло Рен катается на миниатюрном «Смарте».
Джим, конечно, классик и может делать то, что хочет. Хочет отпускать саркастические шуточки про общество потребления и глобальное потепление? Да пожалуйста! Хочет потешаться над жанром? На здоровье! Но в «Мертвых» слишком много перегибов и слишком мало кино.
Смотреть на все это не утомительно и местами даже приятно, хотя и трудно избавиться от ощущения, что и 66-летнего Джармуша, к сожалению, постигла участь большинства немолодых режиссеров.
Неожиданно, но под личиной зомби-комедии в данном случае скрывается нелепый в своей серьезности антикапиталистический монолог, выдержки из которого прямым текстом зачитывает в финальной сцене Том Уэйтс.
Фильм явно не пессимистичный, хотя мрачного в нем хватает. Тут все как RZA сказал: «Мир идеален. Цени его детали». А если не будешь, Тильда снесет тебе голову самурайским мечом и улетит на Марс.
«Мертвые не умирают» — предельная буквализация метафоры, и в этом главная сила данного фильма. В конце концов, кто из нас не ощущал себя в окружении агрессивных и бессмысленных зомби?
Джармуш не мог не почувствовать, что этот его неироничный лобовой выпад в антитезу полуторачасовой несерьезности не мог быть считан иначе как программное и именно что авторское высказывание.
Кино не из категории непонятых шедевров, и никаких шансов на переоценку картина не имеет. Это всего лишь очень слабая работа от одного из самых крутых режиссёров современности.
Кино остается набором зарисовок, высмеивающих стереотипы зомби-хоррора, в которых легко виден авторский почерк Джармуша, но столь же легко видна и его неловкость при работе с материалом.
«Мертвые не умирают» — это не фильм, а его знак, этически безупречная пустота на порожнем месте, уклонение от современного кино с его политикой визуального превосходства.
Несмотря на концентрацию соратников и талантов, Джармуш не чувствует себя уверенно на художественной территории, которую легче бы освоили братья Коэн или Тарантино. Дрейфуя от меланхолии к мизантропии, режиссер теряет ощущение стиля и неожиданно скатывается к дидактике.
Джармуш признается, что для него это самый важный посыл картины: когда Земля в опасности, самое прекрасное, что мы можем делать, — ценить то, что у нас есть. Мысль красивая и понятная, но погребенная под множеством деталей, которые мы, к сожалению, перестаем ценить к финалу.
Перед нами "рекбус-кроксворд" для заядлых синефилов, похороны кино как пережившей свое время игрушки и повод для ярости зрительских масс: мол, сунули вместо леденца пустышку.
Чтобы получить удовольствие от нового творения режиссера, готовьтесь не к зомби-хоррору, а к хулиганскому балагану под настырно повторяющуюся песню кантри-рокера Стерджилла Симпсона — который, кстати, появляется и собственной персоной в роли зомби с гитарой!
«Мертвые не умирают» придется высиживать — и надеяться, что мертвые, наконец, когда-нибудь умрут, а вам удастся выбраться из кинотеатры живым, не откинувшись от разъедающей мозг скуки.
Это действительно стоит посмотреть, правда не факт, что стоит тратить время и деньги на кинотеатр. В любом случае, в картине есть прекрасные актеры, и их прикольно видеть даже в самых нелепых ролях. Есть атмосфера американского независимого кино про глубинку Среднего Запада, которое Джармуш, похоже, пародирует.
Наследию Ромеро Джармуш почтительно кланяется, но вместе с тем всей этой расслабленно-небрежной подачей ясно дает понять, что до жанра снизошел на минутку со своего облачка, весь такой в белом костюме и чистых туфлях, пачкаться тут не собирается, возьмет кусочек грязи - метафору слепить - и домой.
В аналогичной по жанру «Меланхолии», построенной по тем же жанровым канонам, Триеру удалось и подобрать слова, и внятно сформулировать мысль, а тут мы не видим ничего кроме странной обиды на всех подряд и самолюбования из кустов.
Мертвецы на экране рассыпаются в неосязаемую труху, точно так же рассыпается и сюжет «Мертвые не умирают». История, не успев развернуться, движется к финалу, который, как утверждает на этот раз уже слоган фильма, вполне может оказаться тупиком: по-английски снова получается каламбур «dead end» вместо «happy end» — но кто будет над ним смеяться, непонятно.
Джармуш со своим крестовым антипотребительским походом забрел в тупик и добрые 100 минут шарит рукой в темной комнате. Смутное обаяние нью-йоркского андерграунда осталось в прошлом, а спасительной прививки «низкой» культуры он себе из снобистских соображений сделать не сможет, даже если очень захочет.
Ближе к финалу и без того неровный тон фильма вдруг резко мрачнеет, и в голосе миляги-режиссера прорывается искреннее глухое ожесточение. Летят отрубленные головы, падают изуродованные тела.