Фильм Чужой: Ромул расскажет о происшествии на заброшенной космической станции, на которую пребывает команда молодых колонизаторов, неожиданно для себя сталкиваясь с враждебной формой жизни. Жуткие твари выводятся в запутанных коридорах и быстро растут, начиная свою охоту на так удобно прибывшую в их зону обитания добычу. А подросткам придётся распознать слабости монстров и действовать сообща, чтобы выжить, пока пришельцы намерены поедать их одного за другим.
«Чужой: Ромул» только недавно стартовал в прокате, а его уже называют лучшей частью серии со времён «Чужих». И, пожалуй, заслуженно. Это красивый, атмосферный боевик-вбоквел, с уважением относящийся к оригиналу. Эта ностальгия делает «Ромул» слегка вторичным, но тем не менее он достоин встать в один ряд с классикой.
"Чужих" можно официально поздравлять с воскрешением. Альварес ударил по франшизе мощным зарядом адреналина, и её напитанное первобытным ужасом сердце снова забилось. "Чужой: Ромул" на долгие годы обеспечил себе место в списках образцовых космических ужасов, где-то между первыми фильмами собственной франшизы и "Пандорумом" с "Черной дырой". Пожалуй, это лучшее, что случалось с ксеноморфами со времен сиквела Кэмерона.
Самое страшное тут не в скримерах, бегающих как пауках лицехватах или физиологической жестокости, а в моментах, когда, например, не можешь узнать любимого человека. Альварес привносит (или, скорее, возвращает: см. например, второй и четвертый фильмы серии) во франшизу наивный гуманизм и откровенный мелодраматизм. Можете не верить, но это кино про любовь. И про людей. Тем и хорош казавшийся странным выбор артистки Кейли Спэни на главную роль — девушка пришла на площадку словно совсем из другого фильма, и именно поэтому вызывает такое сопереживание. В космосе страшно всем. И главное не остаться там в одиночестве.
Чем точно «Ромул» ошарашит каждого, так это дотошным визуальным дизайном. Альварес не чувствует себя заложником современности, его фильм питает ретрофутуристика – кадр построен так же, как 40 лет назад. Декорации кажутся осязаемыми, на приборных панелях оседает многолетняя пыль, а в тусклые интерьеры корабля – ада, где сплелись механика и органика, — вонзаются аварийные огни, образуя красивый контур. Мир «Ромула» – не только биомеханический кошмар, где репродуктивные мотивы выходят на новый уровень исполнения, но и кино с утраченным духом 70-80-х, когда мир на экране казался вещественным, до скафандров можно было почти дотронуться, а капли пота почувствовать на каждой мышце героини.
Недостаток психологизма Альварес с лихвой компенсировал не только отличной актерской работой двух ключевых персонажей, но и грамотно добавленной в сюжет «фансервисной» ролью. Кэйли Спэйни (недавно блеснувшая в военной драме «Падение империи») хорошо вписалась в образ хрупкой, но сильной духом девушки, отчаянно сражающейся за свою жизнь.
Фильм Альвареса смотрится так же тепло и лампово, как кино Ридли Скотта. Без особых хитростей, без крутых гаджетов, без навороченных интерьеров кораблей. «Ромул» кажется «Новой надеждой» на фоне «Скрытой угрозы», или можно допустить, что «Вейланд-Ютани» со временем начала здорово экономить. По сути своей каждый «Чужой» — это кино про девушку и смерть, поэтому ворчать о предсказуемости сюжета — всё равно что винить «Тома и Джерри» в постоянной гонке кота за мышью.
Феде Альварес попытался создать кино, которое бы объединило молодых и старых фанатов франшизы. Местами у него действительно получилось — атмосфера и проработка локаций, а также саспенс здесь на высшем уровне, однако проблемы с логическим цепочками и общая слабость сценария значительно портят общее впечатление. Но даже в таком виде это лучший выход ксеноморфов на большие экраны в XXI веке.
Быть может, вселенная «Чужого» уже не предложит чего-то нового и не ступит в неизведанные воды. Но когда на экране происходит шабаш ползающих существ, ревут сирены и стреляют пушки, вопрос снимается сам собой - корабль мчится куда-то навстречу планетам Ганса Гигера (автора дизайна франшизы). И ему нельзя отклоняться от курса...
«Чужой: Ромул» не стал копией одного из величайших научно-фантастических фильмов ужасов, а послужил зарождением чего-то нового. Это настоящий экшен-хоррор, который давно не снимали.
Возможно, где-то режиссеру не хватило внутренней или продюсерской свободы, чтобы выступить столь же лихо, как его друг и коллега Дэн Трахтенберг, который навел шороха с «Добычей» — боевике о коренных американцах и первом визите Хищника на Землю. Однако на фоне современных проектов по франшизам — в том числе альваресовских «Девушки, застрявшей в паутине» или ремейка французского аудиоспектакля «Тревожный звонок» — «Ромулус» явно не самая унылая колонна. Еще и напоминающая, что в космосе — как и на рабочем месте — никто не услышит твоего крика.
Создатели «Чужого: Ромул» шагают по изрядно протоптанной тропе, но делают это достаточно уверенно, чтобы новая/старая встреча с ксеноморфом показалась стоящим времяпрепровождением.
Мы давно не удивляемся тому, что Чужого не способны убить голод, жажда, пуля, яд, невесомость. Но впору удивиться тому, насколько живучими оказались смысловые элементы классического космического хоррора. Вновь фильм задает вопрос о том, что же делает человека настолько великодушным и одновременно беспощадным, беспечным и мудрым.
Рассматривайте Alien: Romulus как впечатляющее зрелище в отличных декорациях, что сохраняет дух оригинальной трилогии, при этом чуть осовременивая происходящее. Вдумчивый просмотр противопоказан: недостатки в сценарии и игре актёров не позволяют говорить о художественном потенциале ленты, да и ощутить настоящий страх не удастся из-за частой смены вектора фильма. Фанаты наверняка расстроятся из-за стремления авторов ответить на все вопросы разом и провести легкий перезапуск через реткон, избегая любой новизны.
Хорош как некий дайджест по всем «Чужим», но как самостоятельное произведение слабоват. Фильм страдает от избытка фансервиса, а вот идейного стержня, непредсказуемости и актерской харизмы ему не хватает. Однако на фоне того же «Завета» это, безусловно, заметная веха в истории франшизы.
То ли франшизе уже давно нечего сказать, то ли в кресло режиссера стоило посадить человека не столь сильно боготворящего оригинал. «Ромул» не может впечатлить сценарными находками, полностью опираясь на своих братьев. Зато аудиовизуальная часть (кроме жуткого решения воскресить с помощью CGI умершего актера Иэна Холма) достаточно хороша, чтобы насладиться этим фильмом, пускай и одноразовым.
Интересно, как экзеки корпорации «Дисней», запускавшие в производство прямолинейное кино об эксплуатации трудящихся, могли не заметить великую иронию в решении не нанимать на роль оплачиваемого актера, а просто всрато перерисовать на компьютере их бывшего мертвого работника.