Фильм Собиратель душ это детективный триллер о неуловимом маньяке, чьими жертвами становятся целые семьи. Отважная агент Федерального Бюро Расследований выслеживает хладнокровного и жестокого убийцу по кличке "Длинноногий". Тот всегда на шаг впереди оказывается от карающей длани закона, но чем ближе главная героиня подходит к разгадке и поимке душегуба, тем яснее осознаёт, что каким-то образом их судьбы каким-то образом связаны. Шокирующая правда может помешать всему расследованию, но также и угрожать жизни женщины-детектива. Ведь не ровен час, когда маньяк почувствует близость своей поимке и переключится на охотников.
В «Собирателе душ» чертовщина, словно раковая опухоль, разрастается по всему штату. Перкинс эксплуатирует нынче модную в хоррорах «сатанинскую панику» (из последних примеров — «Максин XXX» Тая Уэста). Упоминаний «Семьи» Чарльза Мэнсона, Джонстауна и всплеска ритуальных убийств в 1980-х достаточно для понимания контекста. Воплощение чертовщины — за Кейджем, который играет Длинногого в основном голосом и пластикой тела, поскольку мимика скрыта под утяжеленным гримом.
Притом что профессией Перкинс владеет вполне безукоризненно, все-таки кажется, что настоящий разговор о «Собирателе душ» (впрочем, как и о кинематографе Перкинса-младшего в целом; теперь уже абсолютно очевидно, что все его картины, вне зависимости от времени и места действия, существуют в одной и той же вселенной) будет касаться материй не только и не столько экранных.
Ощущение полной безысходности становится осязаемым каждый раз, когда в кадр врывается Николас Кейдж. Его Длинноногий, чей облик создатели фильма до последнего держали в секрете, буквально заглядывает зрителям в душу. Мертвенно-бледный, словно побывавший на том свете маньяк-сатанист одним своим омерзительным голосом заставляет сердце биться чаще, прямо как в том самом проморолике с Майкой Монро. Тлетворное влияние монстра из преисподней распространяется повсюду и как будто просачивается в зрительный зал через экран.
Несмотря на внешнюю простоту и незамысловатость, «Собиратель душ» по итогу производит впечатление монументального кино. И пускай поначалу хоррор не спешит раскрывать все секреты, ближе к концу он даёт ответы практически на все вопросы - и даже не пытается запутать и обмануть зрителей, как другие авторские проекты. Кроме того, режиссёр Оз Перкинс, сам того не желая, заложил фундамент для возможных продолжений и спиноффов. А уж превратится Longlegs в очередную страшную киновселенную или нет - вопрос открытый.
Свежая работа Осгуда Перкинса имеет все необходимое, чтобы внести разнообразие в ваш кинорацион. Необычная история, достойная актерская игра, мрачная болезненная атмосфера и в меру выразительные сцены убийств — как говорится, что еще нужно, чтобы вечер не прошел даром? Да, после просмотра по сюжету вполне могут возникнуть мелкие вопросы, но на то она и странная история.
Кейджа можно узнать за этим гримом только, когда он начинает гримасничать — это нельзя ни с чем перепутать — вот он, человек-мем, человек-кринж — только теперь в роли человека-чудовища. Лонглегз… Это даже звучит, как будто кто-то прочищает горло, задыхаясь…
Чертовски страшное кино, не щадящее персонажей и зрителей. Жесть здесь лезет из всех щелей и в такой концентрации, что какой бы не была развязка, она будет однозначно далека от хэппи-энда. Пусть фильм не несет в себе всеобъемлющей философской глубины, но на уровне персонального кошмара главных героев работает как античная трагедия. Человек не можем выбирать ни родственников, ни места проживания в детстве, как и методик своего воспитания. И хочет он того или нет, психотравмы, полученные в нежном возрасте, остаются с ним навсегда.
Зритель войдёт в кинозал, погружаясь в одну тайну, а покинет с другой — с ёмким и эффектным, несмотря на свою инди-природу, рецептом качественной страшилки, что изумительно снята и абсолютно прекрасна в своих параноидальности, инаковости и страсти наводить иррациональный шухер, который вы словами с ходу не передадите, но поджилками точно прочувствуете.
Перкинс снял жестокий, наполненный угнетающей безысходностью фильм о том, чем опасны сделки с дьяволом — и как одно неверное (пусть и продиктованное понятным страхом за ребенка) решение может вылиться в череду кошмаров для множества людей. «Собиратель душ» — произведение далеко не легковесное, во многом даже тяжелое, но собранное воедино с поистине колдовским талантом.
В этом оцепенении, ожидании самого худшего и приходится досматривать фильм, который когда-то начинался как интригующая загадка. Все покровы сброшены, содержание давным-давно отошло на второй или даже третий план, а форма уже не так бросается в глаза, когда на экране в прямом смысле вершится сатанинское танго, далекое от макабра и расчлененки, но близкое к самому страшному злу — тому, которое скрывается внутри.
Главное в «Собирателе душ» - это вовсе не пресловутый сюжетный поворот, а обволакивающая, тягучая атмосфера ужаса, которая медленно спускается на зрительный зал, как туман. Самые обыденные сцены, вроде пейзажей, показаны так, что ты холодеешь, понимая: зло - оно совсем рядом. Им пропитан каждый кадр фильма. И оно гораздо более жуткое, чем кажется поначалу.
Фильм рискует не понравиться фанатам «Молчания ягнят» и «Семи»: слишком нереалистичен ход расследования, слишком глупа детективная интрига (начнем с того, что фанаты разгадали шифр Длинноногого через день после первого тизера, а фэбээровцы за тридцать лет не смогли). Да и условные поклонники «Реинкарнации» Ари Астера будут разочарованы тем, как мало многоходовочек и вот-это-поворотов таит вскрывающийся сатанинский заговор. Перкинс снял не кино, которое стоит сравнивать с хитами прошлого, а хит, с которым будут сравнивать другие фильмы в будущем.
Кино станет подарком для любого любителя хорроров, но вот у обычного зрителя в голове эффектное зрелище столкнётся с туманным и несобранным содержанием. И тем не менее, сила образов «Собирателя душ» настолько сильна, что при просмотре будущих слоубернеров мы вполне вероятно будем оглядываться на Перкинса также, как сейчас неизменно вспоминаем при обсуждении жанра Астера или Эггерса.
«Собиратель душ» вроде бы отталкивается от классики жанра, но несколько раз удивляет и стабильно пугает. Хотя это вовсе не мясорубка и не бесконечный парад скримеров, ничего подобного. Просто Перкинс помещает зрителей в пространство нескончаемого кошмара, который не заканчивается даже на финальных титрах.
Собирателя душ» можно, наверное, ругать за многое — за непоследовательность сюжета, за то, что в финале фильма у героини почему-то меняется табельное оружие, за то, что вся интрига с шифрами, так усердно нагнетаемая, разрешилась в известном смысле за кадром и совершенно без фантазии. Кино Перкинса позволяет себе повествовательные лакуны, а порой и вовсе полагается скорее на стиль (безупречный), чем на что-то ещё. Но те, кого фильму удалось загипнотизировать, будут вспоминать его одновременно с теплотой и холодным ужасом.
Конечно же, «Собиратель душ» не предполагает философствований и размышлений на тему природы зла и борьбы с ней, походя замечая, что зло разлито в мире и лично каждый решает, поддаться ему или нет. Однако фильм рассказывает хорошую захватывающую историю, держа аудиторию в напряжении, но не прибегая к дешевым приемам, а полагаясь исключительно на изобретательность.
Это хоррор, на котором сложно испугаться, но еще и загадка, которую очень интересно разгадывать. Его многослойность послужит плодотворной почвой для разборов и долгих поисков подсказок: в фильмо- и биографии режиссера, в фольклоре, в оккультных трудах и в классических триллерах. Фильм навряд ли станет жанровым эталоном и уж точно понравится не всем, но прибавка к базе верных фанатов Перкинса, как и к библиотеке самобытных слоубёрнеров, гарантирована.
Соединив авторское видение сценариста и режиссера, дух 1970-х годов и претенциозные образы, мы получаем «Собирателя душ». Он однозначно стоит потраченного времени и внимания. Это кинолента с интересным сюжетом, хорошей актерской игрой и яркими запоминающимися деталями. Но этого недостаточно, чтобы встать в один ряд с лучшими триллерами, на которые «Собиратель душ» пытается равняться.
"Собиратель душ" - произведение не вполне заурядное и по многим отважным художественным приемам заслуживает долгой памяти в истории ужастиков.
Как и предыдущие работы Осгуда Перкинса, «Собиратель душ» – медленное, почти медитативное кино, в которое погружаешься с головой. Стилизация подчеркивает отвратительный мрак, вложенный в историю о массовых убийствах. Тонко подобранные, «жуткие» ракурсы, зловещее освещение и нервирующая «тихая» звукорежиссура давнего соратника постановщика, его брата Элвиса Перкинса делают зрелище по-артхаусному притягательным. «Собиратель душ» создает ужас атмосферой, не опускаясь до дешевых скримеров, однако по-настоящему напугать так и не может.
Перкинс отточил стиль, но так и не научился писать внятные сценарии. В итоге самым пугающим, что можно обнаружить в «Собирателе», оказывается сокрушительная победа формы над содержанием.
На вопрос, стоит ли смотреть самый обсуждаемый хоррор этого лета, сложно не дать утвердительного ответа. Однако в случае «Собирателя душ» не стоит ждать жанрового откровения или шедевра на века. К зрительским надеждам Перкинс подходит с нетипичной для себя беспощадностью, снимая незаурядное, но довольно ленивое кино о прошлом, которое упорно не дает покоя.
Основное правило при просмотре «Собирателя душ» — это не сравнивать ленту Перкинса с другими представителями жанра и не ждать от фильма откровения. Но при более вдумчивом и даже придирчивом просмотре картина подарит удовольствие как любителям жанра, так и зрителю, неискушенному в хоррорах и попавшему в зал совершенно случайно.
Вместо того чтобы перерабатывать шаблонные элементы жанра, Осгуд Перкинс убирает большую часть процедурных моментов и концентрируется на отличительных деталях: эксцентричный начальник психиатрической больницы, одевающийся как сутенер, или девушка в хозяйственном магазине, которая могла бы стать жертвой в другом фильме, но вместо этого сбивает заряженности Длинноногого, когда шутит: «Пап, этот мерзкий парень снова здесь!»
Перкинс понимает, что пугающие сцены - это всего лишь одно из удовольствий успешного фильма ужасов (то же самое касается и фигур с дробовиками, крадущихся на заднем плане). Дестабилизация ожиданий аудитории и снятие напряжения непредвиденными вспышками абсурда не менее важны - обе тактики он применяет с экспертной точностью. Только обидно, что все эти ингредиенты служат столь неадекватному сюжету.
Чтобы получить полноценное наслаждение от просмотра, зрителям требуется периодически отключать мозг. Картину сравнивают с «Молчанием ягнят», «Семью» и «Зодиаком», и «уши» этих триллеров о маньяках действительно выглядывают. Но не меньше сравнений напрашивается и с типичными приемами спагетти-хорроров, когда элементарная логика приносится в жертву ради создания тягучей атмосферы иррационального ужаса.