Фильм Игры разумов (Гений и безумец) (Профессор и Безумец) является детективным триллером на основе книги писателя Саймон Уинчестер и изложенных в ней исторический фактов и биографии задействованных центральных персонажей - составителя первого Оксфордского словаря Джеймса Мюррея и заключённого в психиатрической клинике Уильяма Мейнора. Драматический детектив станет дебютом в режиссуре для сценариста Фарада Сафиниа, автора легендарного фильма Мэла Гибсона "Апокалипсис" 2006 года, входящего в топ-250 лучших фильмов. Сам же Гибсон не только сыграл здесь одну из главных ролей, но и поддержал проект в качестве продюсера. А ещё одним сценаристом выступил Джон Бурмен, номинант на Оскар и обладатель таких престижных кино-наград, как Золотая пальмовая ветвь и BAFTA Британской Киноакадемии. Изначально, вероятно, фильм собирался режиссировать даже сам Гибсон, ведь именно он ещё семнадцать лет назад купил права на книгу Винчестера "Кроуторнский хирург", однако в итоге постановщиком исторического триллера всё-таки стал Сафиния. И ещё одним со-сценаристом картины выступил Тодд Комарники (Чудо на Гудзоне).
Действие этой биографической драмы с элементами детектива развернётся в середине XIX века. Главным действующим лицом выступает профессор Джеймс Мюррей, работающий над главным делом всей своей жизни. Он пытается составить первый Оксфордский словарь Английского языка своей эпохи. Однако работа над такой книгой затягивается надолго, ведь сборник объёмный и требует огромного труда. Совершенно случайным образом он находит себе своего рода помощника. Из психиатрической лечебницы его то и дело заваливает письмами один пациент по имени Уильям Майнор. Эти письма и общение с ним могут оказаться крайне полезны для воплощения идеи огромного и полноценного словаря в жизнь в помощь и память всем британцам.
Актёрский состав фильма возглавляет яркий и блистательный тандем именитых звёзд Голливуда в лице Мэла Гибсона (Бобёр, Весёлые каникулы, Здравствуй, папа, Новый год! 2) и Шона Пенна (Харви Милк, Древо жизни, Ганмен). Также в этом историческом детективе сыграли такие известные артисты, как Натали Дормер (Невидимка, Гонка), Дженнифер Эль (Я сражаюсь с великанами, Мартовские иды), Йоан Гриффит (Разлом Сан-Андреас, Сердце вдребезги), Джереми Ирвин (Клуб миллиардеров, Игра на выживание), Эйдан МакАрдл (Герцогиня), Брендан Патрикс (Пять моих бывших подружек), Адам Фергус (Искусственный интеллект. Доступ неограничен) и другие. Дата премьеры в кинотеатрах России назначена на 25 апреля.
Таких фильмов, как «Гений и безумец», порой очень не хватает. Это душевная драма с хорошей актерской игрой.
Конфликтов, страстей и драм в производстве ленты оказалось едва ли не больше, чем в самом фильме. Который пусть и получился не таким, каким мог бы стать (а делался он явно с «оскаровскими» амбициями), но являет собой воистину редкий экземпляр: драма на стыке филологии и психиатрии со словами в качестве главных героев.
«Игры разумов» производят впечатление. Не самый увлекательный для массового зрителя сюжет подается максимально выгодно и эффектно, несмотря на дефицит энергичных сцен.
Фильм достаточно деликатен к историческим деталям и мало что правит. Удивительно, что такая насыщенная драматическая история проходила мимо кинематографистов.
Милый и душевный чисто английский фильм, за которым приятно сначала скоротать один вечер, а потом просмаковать еще несколько. Он и об истории, и о людях, и о счастливом финале, который так редко встречается и которого иногда так не хватает.
Неплохая динамика, эмоции, параллельные линии, жизни двух интересных персонажей, кто бы мог подумать, что байопик создателя словаря английского языка окажется зрелищем познавательным, затягивающим и увлекательным.
Главную идею все же удалось доставить в целости и сохранности: «Игры разумов» немудреным слогом призывают осознать важность языка во всех его проявлениях — от научного аспекта до проникновения во все сферы жизни, когда титаническая работа над многотомным словарем и способность сформулировать любовную записку из четырех слов становятся равноценными.
Главный посыл фильма заключается в том, что важно оставаться человечным, ибо это единственное, что отличает нас от животного. Животного-убийцы.
«Игры разумов» — история одержимости. Одержимости трудом, одержимости любовью, одержимости делом. Фильм поднимает такие темы как: христианская любовь, преданность своему делу, о важности языке.
Игры разумов для зрителей не склонных подрываться с кресла при виде позапрошловековых костюмов, увесистых бород на персонажах и архаичных диалогов. Это кино о гуманизме… Пусть пафосно, но это правда.
В «Играх разумов» главным становится не борьба с психическим расстройством, как в знаменитом биографическом фильме Рона Ховарда о математике Джоне Форбсе Нэше, а стремление постичь своё предназначение – и уже неукоснительно следовать оному.
Поразительное, покоряющее, грандиозное существование на экране Шона Пенна, в чьём исполнении данный образ поднимается на высоты подлинной трагедии. Уже за одно это следует добавить лишний балл картине, которая, в общем-то, едва выше среднего.
Та половина фильма, где орудует герой Мела Гибсона, заметно тусклее и менее выразительна. Гибсон в основном произносит длинные пафосные диалоги и немного давит слезы в конце. Зато Шон Пенн в своей половине разворачивается во всю ширь могучего таланта, отыгрывая несчастного человека с добрейшей, но искореженной душой.
«Игры разумов» – это рассказ о двух аутсайдерах. Один из них безумен, второй – безроден. И то, и другое в глазах ученых из высшего общества в XIX веке считалось абсолютно недопустимым, когда заходила речь о сотрудничестве.
Самая заметная проблема «Игр разумов» — резкие и частые перепады настроения. То картина строит из себя мелодраму, оформляя и без того неубедительные сопливые сцены сентиментальным саундтреком, то демонстрирует кровожадность хоррора.
Все маленькие драмы Мюррея — будь то война с тупыми издателями, легкие трения в семье из‑за того, что он много времени проводит на работе, или моральные терзания на тему «можно ли дружить с сумасшедшим убийцей» — тихонько побулькивают, но так и не доходят до стадии кипения.
Жаль только, что в Гибсоне и его коллегах по проекту не нашлось достаточного уважения по отношению к аудитории — они, видимо, посчитали, что у сегодняшних зрителей не хватит мозгов или терпения на двухчасовой рассказ о книге, если не разбавить его мелодрамой.