Фильм Фестиваль Рифкина от Вуди Аллена развернётся на побережье красочных видов залитой солнцем Испании. Именно там в романтическом раю Сан-Себастьян проходит один престижный международный кинофестиваль, куда слетаются знаменитости и звёзды кино со всего мира. Именно там развернётся история одной пары, чьи отношения развиваются на манер фестиваля, когда одни жанры внезапно сменяются другими, и невозможно предсказать, во что же всё это выльется.
И постановщиком, и автором сюжета здесь выступает именитый Вуди Аллен (Дождливый день в Нью-Йорке, Колесо чудес, Светская жизнь). В продюсерах этой новой комедии числятся Эрика Аронсон, Хауме Роурес и Летти Аронсон (Иррациональный человек, Магия лунного света, Полночь в Париже). Заявленный хронометраж составляет девяносто две минуты, что чуть более полутора часов экранного времени.
Актёрский состав фильма включает в себя таких зарубежных артистов, как Уоллес Шоун (Двойник, Экзамен для двоих, История игрушек 4), Джина Гершон (Лето. Одноклассники. Любовь, Киллер Джо, Красные туфельки и семь гномов), Кристоф Вальц (Не время умирать, Алита: Боевой ангел, Тюльпанная лихорадка), Луи Гаррель (Офицер и шпион, Маленькие женщины, Ложные признания), Елена Анайя (Чудо-женщина, Кожа, в которой я живу, Скелеты Железного острова), Серхи Лопес (Человек, который убил Дон Кихота), Ричард Кайнд (Этим утром в Нью-Йорке, Серьёзный человек, Головоломка), Натали Поса (Титан, Джульетта), Тэмми Бланчард (Прекрасный день по соседству, Кроличья нора), а также известный по серии культовых фильмов "Полицейская академия" Стив Гуттенберг. Дата премьеры в России назначена прокатчиком «Вольга» на тридцать первое декабря 2020.
Исполнилось 125 лет со дня первого в мире киносеанса. Лучший подарок к юбилею кинематографа трудно придумать.
Мечта синефилов, любителей классики и интеллектуалов, подобных тем, кого превозносит сам режиссер. В нем есть все то, за что мы любим Вуди Аллена: абсурд, романтика, замысловатый юмор и блестящая самоирония.
Эта, своего рода, предновогодняя прививка избавит от излишних волнений в связи с приближением знакового момента: из смены даты тоже ведь вовсе не следует какая-либо ещё перемена к лучшему. А нужна ли такая профилактика, пусть каждый для себя сам решает, моё дело - предупредить.
Наверное, не самый переполненный смыслами из алленовских фильмов, но под оберткой этого милого пустячка прячется чуть больше, чем просто набор красивых видов и сто раз пошученных шуток. Даже если здесь ни разу не говорится о том, что война — это плохо.
Кажется, Аллен всё-таки по-прежнему любит комедию, иначе не снимал бы их исправно каждый год, даже выйдя на пенсию. И в «Фестивале Рифкина» он снова лишь подчёркивает, что ему не нужна слава интеллектуала, что он даже избегает её, считает немного смешной и нелепой.
Своего рода горькая слеза разочарования от очередного проигрыша первого: по мнению Вуди Аллена, посредственность и убеждения вроде «жизнь – искусство» с радостью воспринимаются фестивальной толпой, а искусство подлинное и режиссеры вроде Бунюэля, Годара, Трюффо и Бергмана незаслуженно стали забываться.
В «Фестивале Рифкина» американский автор мастерски обращается к картинам прошлого: легко, с юмором и в то же время уважительно. Персонажи фильма органично перевоплощаются в легендарных героев.
Это история о том, как Вуди Аллен снял специально для фестиваля в Сан-Себастьяне кино, в котором фестиваль в Сан-Себастьяне и весь нынешний европейский фестивальный кинематограф высмеиваются с безжалостной иронией. Где-нибудь в Канне этот фокус, конечно, не прокатил бы.
Одновременно и мастерский оммаж учителям Вуди Аллена – пародии выходят очень точными, и терапия для героя, который в своих фантазиях вдруг находит и успокоение, и ответы на мучающие его вопросы.
Вуди Аллен любуется красотами из машины, просиживает в дорогих кафе и предается размышлениям о жизни, смерти, любви, кино и предательстве, которое больше удивляет, чем унижает и выбивает из колеи.
Будто по привычке крутя романы с предсказуемым финалом, далеко уже не юные мужчины и женщины пребывают в заложниках у кинематографа, его законов, традиций и канонов. Название фильма описывает его сюжет, но в то же время приравнивает жизнь со всеми ее перипетиями к кинофестивалю.
"Фестиваль Рифкина" — вовсе не инновация для пожилого Аллена. Эта картина не делает его снова всенародно любимым, не очищает репутацию, наконец, даже в целом недостаточно выбивается из десятка других работ.
В целом все это не то чтобы обхохочешься, но довольно мило.
Мудрыми шутками, как обычно, пронизана вся картина Аллена, но пересказывать их - портить впечатление от просмотра.
Главный страх Вуди Аллена – перестать творить. Однако мы уже сейчас можем коллективно признать, что, сколько бы он ещё не решил снять фильмов, его имя уже вошло в истории – в той главе, где через запятую перечисляются такие великие авторы, как Годар, Феллини, Бергман и Уэллс.
Нет в картине и ноты отчаяния, лишь легкая усмешка над собой, старостью и приближающейся смертью (ее здесь с характерной жеманностью сыграл Кристоф Вальц).
Это милая и мудрая картина, где разменявший девятый десяток знаменитый ипохондрик, чьи искрометные неврозы наконец-то ослабли под грузом прожитых лет, спокойно и слегка насмешливо резюмирует: жизнь по-прежнему не имеет смысла, но ее хотя бы можно заполнить чем-то хорошим.
Новый фильм — фестиваль самого Аллена, на котором показывают его сны об европейском кино, звучат знакомые шутки о сложных отношениях евреев с Богом и все смыкается в круговерти вечных и ежедневных вопросах о смыслах.
Это признание в любви к классике, меланхолические отступления на тему того, что человек успевает сделать за свою жизнь, и стенания о том, что нужно говорить людям правду, и тогда все станет проще, а браки не будут распадаться просто так.
Ровное, болтливое, местами забавное, никуда не ведущее. Оригинальность ему придают только киноманские гэги, но и они к концу надоедают. Возможно, история была бы более яркой, если центрального персонажа играл бы более экспрессивный актер.
Фильм напоминает этюд, мимолетную зарисовку характеров, нравов и ускользающих от любого анализа состояний - капризных, часто вздорных, непредсказуемых неврозов.