Фильм Казнь это русский триллер об уже закрытом деле о серийных убийствах, в котором вдруг оказывается новый поворот. Одна из жертв выжила. И теперь закрывшему дело следователю придётся поднять десять лет упорных расследований и срочно выехать на место случившегося, чтобы отчитаться за свой промах и всё-таки найти виновника. А для этого нужно бросить все силы и смекалку, дабы маньяк признался в содеянном.
Поставил это остросюжетное кино Ладо Кватания, а сюжет вместе с ним написала Ольга Городецкая (Тварь). В продюсерах у триллера числятся Илья Стюарт (Петровы в гриппе, Уроки фарси, Родные), Мурад Османн (Лето, Холодный фронт, Блокбастер), Павел Буря. За визуал здесь отвечает кинооператор Денис Фирстов, за монтаж Владислав Якунин, художниками выступили Дмитрий Онищенко и Анна Кудевич, а музыку сочинил Кирилл Рихтер (Фея, Подбросы, Черновик).
Актёрский состав фильма в главных ролях представляют Нико Тавадзе, Юлия Снигирь (Собор, Успех, Блокбастер), Виктория Толстоганова (Капитан Волконогов бежал, The Телки, Седьмая симфония), Даниил Спиваковский (Комета Галлея, Миллиард, Графомафия), Евгений Ткачук (Обитель, Кроличья лапа, Беглецы), Аглая Тарасова (Непослушник, И снова здравствуйте!, Смертельные иллюзии), Иван Мулин (Хрусталь), Ольга Лапшина (Мария. Спасти Москву, Это не навсегда, Класс коррекции), Агриппина Стеклова (Без меня, Географ глобус пропил, Голубка), Дмитрий Гизбрехт и другие артисты.
Дата премьеры в России назначена в кинотеатрах страны с двадцать первого апреля 2022 года. Прокатчиком на территории РФ выступает компания «СППР». Хронометраж киноленты заявлен более двух часов и составляет сто тридцать семь минут. А ограничение к просмотру в нашем прокате присвоено с пометкой строго 18+
Целостности «Казни» могут позавидовать многие детективы. В процессе просмотра отношение буквально к каждому важному персонажу изменится несколько раз. А к финалу окажется, что в фильме не было ни одной лишней детали, просто автор собирает его как головоломку из отдельных элементов. Зрителю на протяжении всего действия дают подсказки, но понять их значение можно лишь в самом конце.
Порой Кватания красуется, выдавая эффектные, нарочито жанровые сцены, которые в реальности едва ли были бы возможны. Но с лихвой компенсирует эту уступку массовому вкусу четкой драматургией, увязывающей распад державы с распадом общественной морали, института семьи и последующим появлением все большего числа преступников-девиантов. Отличная работа. Однозначно рекомендуем к просмотру.
Это фильм о силе зла, о том, что оно, как вирус, способно пожирать самых стойких — и превращать в пыль, казалось бы, нерушимую стену между преступником и его палачом. И что если ты хотя бы раз даже по приказу дурака-начальника или из-за каких-то высоких целей сквозь эту стену пройдешь, то дороги обратно уже не будет.
Тяжелый, неспешный, кровавый и злой фильм-нуар, в котором нотки скандинавской тоски переплетаются с кавказской эмоциональностью и создают мрачное, но завораживающе красивое полотно.
Помимо атмосферы, есть и лихо закрученная интрига, сплетенная из флешбэков, отрывков воспоминаний, смутных догадок и несостоятельных версий. На допросах мелькают приглашенные звезды, вроде режиссера Ильи Найшуллера и рэпера Хаски, на периферии сюжета зарождается профессия профайлера – психиатра, увлеченного изучением поведения серийных маньяков, играет инфернальная в этом образе Елена Морозова.
Маньяк из «Казни» и его двойники имеют чисто кинематографическое происхождение, что, конечно, делает честь режиссеру как знатоку мирового кино, но заметно уменьшает эмоциональное воздействие его работы на зрителя. «Казнь» нельзя пропускать, потому что российские фильмы такого качества редко появляются в кинотеатрах. Но хочется верить, что следующая картина Кватании уже не будет исчерпываться ученической формулой «Пон Джун-хо встречает Финчера в Советском Союзе».
Оригинальное, добротно снятое кинопроизведение, хоть и имеющее ряд внешних сходств с тем, что мы когда-то уже видели. С качественно беспрецедентной ролью Спиваковского, плотной атмосферой и убедительным саспенсом. Для российского кино в рамках жанра — если не прорыв, то уверенный шаг в верном направлении.
Фиксация на мрачных и неприглядных аспектах советской жизни может напомнить о фильмах вроде «Груза 200», однако «Казнь» не сводится к искусной стилизации под чернушную картинку (так же, как и фильм Балабанова не является банальной чернухой) — в основе своей это история о преступлении и наказании, пусть и не самом законном.
«Казнь» уместнее всего было бы назвать детективно-психологическим эссе. Авторским, независимым, но при этом вбирающим все наработки популярного кинематографического жанра. От классического «Молчания ягнят» и недавних «Настоящего детектива» и «Охотника за разумом» до, как бы это странно ни звучало, отечественных телеформатов.
Когда в стране хорошее жанровое кино в дефиците, а подавляющее большинство режиссёров тяготеет к бытовой комедии и социальным темам, такие выразительные и качественно сделанные фильмы, как «Казнь», моментально становятся событием и объектом народного культа.
Вспомните, когда вы в последний раз видели качественно сделанный отечественный триллер, который легко можно перепутать с европейскими или американскими аналогами. Не получается? И дело тут не в короткой памяти. В современной России нет проблем с недостатком авторских фильмов, но с захватывающими и удивляющими жанровыми картинами все гораздо хуже. Пусть «Казнь» станет началом новой тенденции в нашем кино.
Любителям кровавости и жесткого стиля определенно понравится. Здесь есть довольно страшные сцены с жертвами маньяков, и есть сцены пыток и избиений, снятые довольно-таки бескомпромиссно, без оглядки на зрительское мнение. При всём при этом лента не оставляет неприятного осадка в душе зрителя, как было с недавним «Чикатило», что можно занести в большой плюс данному произведению.
В фильме есть отголоски работ Финчера. Сцена свидания Иссы в тюрьме с преступником по кличке Шахматист - словно цитата, связанная с Джокером. Есть и другие пересечения с хитами голливудских мастеров, но все вместе они формируют тот фундамент, на котором может подняться новый режиссер, который способен в своих фильмах делать "перекличку" с узнаваемыми картинами, вошедшими в ряды киноклассики.
Страшно, и всё же визуальный ряд безумно радует. Даже разгадав к чему отсылают те или иные кадры, вы не сможете оторваться от экрана, фильм не рассыпается, держит в напряжении. Во многом благодаря саундтреку от Кирилла Рихтера, музыка которого заставляет вас испытывать дискомфорт. Как будто под вами проплывает огромное чудовище, когда вы заплыли на большую глубину. А чудовище это — смертный грех, который постоянно соблазняет человека.
Повествование нелинейное, зрителей постоянно заставляют скакать из одного года в другой и обратно. Создается ощущение, что авторы в первую очередь хотели ошарашить аудиторию, а не донести до нее какую-то мысль или эмоцию. Создатели «Казни» решили, что путь к сердцу зрителя — нагромождение плоттвистов, а вот про связность или цельность характеров забыли.