Фильм Спутник это российский фантастический триллер 2020 года от Канала СТС с возрастной маркировкой ограничения 16+. Режиссёром картины выступил дебютант в большом кино Егор Абраменко, для которого это будет первый опыт в полном метре после ряда короткометражек и работ для телевидения. Сюжет сочинили Олег Маловичко (Вторжение, Союз Спасения, Притяжение, Призрак) и Андрей Золотарёв (Лёд 2, Миллиард, Как я стал русским, Тренер). В числе продюсеров проекта значатся Михаил Врубель (Выкрутасы, Напарник), Александр Андрющенко (Лёд) и сам Фёдор Бондарчук (Дама Пик, Любовь с ограничениями, Духless 2).
События фильма развернутся в 1983 году в СССР. В разгар космической советской программы на Землю возвращается один из исследовательских аппаратов. Однако ото всех скрывают тот факт, что из двух космонавтов в живых домой вернулся только один. От горожан и репортёров утаивают, что же конкретно произошло на борту. Однако всё начинает указывать на то, что мы, люди, всё-таки не одни во вселенной, и во время своего полёта космонавты столкнулись в необычной внеземной формой жизни. Поэтому загадочный инопланетный паразит поселяется в его теле. И теперь лишь опытный нейрофизиолог Татьяна может попытаться узнать истину и попытаться спасти заражённого, столкнувшись с тем, что поселилось внутри российского космонавта.
Актёрский состав фильма включает в себя таких звёзд русского кино, как Пётр Фёдоров (Аванпост, Дуэлянт, Чистое искусство), Оксана Акиньшина (Наши дети, Рассвет, СуперБобровы. Народные мстители) и Фёдор Бондарчук (Ленин. Неизбежность, Про любовь. Только для взрослых, Дед Мороз. Битва Магов). А компанию им составляют наши артисты, среди которых Антон Васильев (Грецкий орешек, Ученик, День дурака) и Павел Устинов (Лёд, Лёд 2, Притяжение). Музыку к этой фантастической и драматической остросюжетной картине написал Олег Карпачев (Тренер, Ёлки 3). Дата премьеры в кинотеатрах России должна состояться с шестнадцатого апреля 2020 года. Прокатчиком на территории РФ выступает компания «СППР».
Удачный пример того, что и хорроры в России работают, и дополнительная смысловая нагрузка в жанровом кино лишней не бывает.
Конечно же, "Спутник" - это не шедевр на все времена, как "Чужой", "Сияние" или "Челюсти". Но шедевры на то и шедевры, что это нечто выдающееся на общем фоне, абсолютно штучный продукт.
«Спутник» выверен с математической точностью, что в данном случае не упрек, а до сих пор редкое для отечественного кино достижение. Абсолютно точное попадание всех актеров в образы.
Фильм очень жесткий, жестокий по стилю, из-за многочисленных сцен, где пришельцу скармливают «ненужный элемент» — уголовников. Однако здесь подобное, как мне кажется, вполне Спутник - кадр 7оправданно, если мы желаем по-настоящему жесткого кино в стиле фантастики, сплавленной с брутальным хоррором. По крайней мере, пускай «Спутник» неидеальное, неровное кино, но очень честное в выбранной стилистике.
Это все-таки хорошее жанровое кино (если вырезать эпилог), создатели которого почли зазорным делать хорошее жанровое кино из-за страха обвинений во вторичности.
Фильм о карантине — под присмотром Большого Брата. Вот мы и обратили внимание на слона в комнате. «В космос можно, а в коридор нельзя», — разводит руками пленный подопытный Костя. Так оно и есть, только зачем космос тому, кто не знает, чего ожидать от себя, не выходя из комнаты.
Придираться к «Спутнику» можно, но не хочется. В отличие от крайне проблемного «Аванпоста» Егора Баранова (где тоже играл Федоров), его совершенно не больно смотреть. Фильм рационально расходует запас напряжения, использует расхожие тропы по прямому назначению, а в конце делает милый сердцу твист в духе «Мира Дикого Запада».
Притягивает и двойственный смысл названия. Понятно, что "Спутник" в данном случае - не только "космический" термин, но и то странное, непонятное и необъяснимое, что сопровождает каждого из нас, независимо от того, живет в нем инопланетянин или нет.
Я, можно сказать, разочарован. Однако не ужас-ужас, а это уже хорошо, так что закончим за здравие и пойдем "Чужого" пересматривать, потому что "Чужой" - он вот прям до сих пор отлично смотрится.
«Спутник» поставлен мастеровито и ровно — без озарений, но и без явных провалов, — что не отменяет некоторых его изъянов сценарного в основном характера. Диалоги — явно не самое сильное место Маловичко и Золотарева (или кого‑то одного из них). В фильме, который в основном состоит из разговоров, это создает проблемы.
Абраменко выходит из положения не без изящества. Взваливая все надежды (по канону «Чужого») на единственную женщину, оказавшуюся более сильной и стойкой, чем окружавшие ее мужчины, он почти напрямую цитирует «Место встречи изменить нельзя».
Выглядит довольно по-хипстерски, но все-таки не ламповое ретро, а сломанная металлическая молния, несгибаемые кеды, запах помытой с хлоркой кафельной плитки. Вряд ли все это так уж хорошо знакомо 33-летнему режиссеру, однако создать необходимую для фильма угнетающую атмосферу ему удается.
Разлитый в воздухе страх, который хорошо нагнетает картина, предназначенная прежде всего тем, кому недостаточно ужасов в реальной сегодняшней жизни. Как довольно нескладно формулирует один из персонажей, «На этой планете мы чемпионы по умению качественно бояться».
Центральная тема страха — как внутреннего, так и внешнего — остается в «Спутнике» главной, несмотря на бездарную игру актеров и переизбыток стереотипов.