Все дело в том, что русская тема — это спасительный и благодатнейший материал для наших режиссеров: картоха, сальцо, молочко, яйца, надрывный клекот народной песни, река, Анна Михалкова в льняной рубашке — вот и готова реклама для круизов по Волге. «Свои» Месхиева с Михалковой и Ступкой, «Яр» Разбежкиной с Евлановым, теперь вот «Живи и помни», с тем же Евлановым, который здесь точно так же так же шастает вдоль реки с берданкой… Вся эта богатая этнография (а кроме настоящих наличников, крынок и вышитых рубашек, «Живи и помни» замечателен диалогами на аутентичном сибирском наречии, со специфическими интонациями и «ойканьем») девятым валом захлестывает проблему дезертирства — скорее юридическую, чем морально-этическую. И кино получается не о том, как мужик военный билет на бабу променял, а о том, как любовь к малой родине в кровавой схватке победила и уничтожила любовь к родине большой.
Отличная артистка Дарья Мороз, игравшая Настену во мхатовском спектакле и, собственно, затеявшая всю историю c киноверсией (Распутин никому, кроме нее, не давал разрешения), в итоге мыкается по фильму, как распутинская героиня по жизни. Ее — и это единственное, в чем экранизация правда конгениальна первоисточнику, — все полтора часа невероятно жалко.