В фильме Ёлки в 11 городах России происходят события с участием различных героев: таксиста и поп-дивы, бизнесмена и актера, сноубордиста и лыжника, студента и пенсионерки, пожарника и директрисы, вора и милиционера, гастарбайтера и Президента России. Перед самым Новым годом они оказываются в непростом положении, выйти из которго им может помочь лишь чудо, а возможно кое-что еще.
"Елки" до старта выглядели особенно подозрительными: после довольно унылой "Москвы, я люблю тебя" и с полным составом всех предыдущих "праздничных" кинопроектов от фильма не ожидалось ничего хорошего. Но есть, есть чудеса на свете! А под Новый год они сыплются как-то особенно густо, как звездный дождь Геминиды. После спорной "Иронии судьбы: продолжения" новый предновогодний винегрет "Елки" стопроцентно удался - и обещает стать фильмом, который большинству хороших людей нравится смотреть в главный праздник страны.
«Ёлки», очередной продукт нечеловеческой любви Тимура Бекмамбетова именно к этому прокатному периоду, почти похожи на нормальное праздничное кино. И вовсе не потому, что в кадре пару раз мелькает наш родной проспект Мира и триумфальная арка на площади перед БКЗ. «Ёлки» безошибочно опознаются, как праздничный продукт нового российского кино — они пузырятся яркими цветами и той преувеличенно-легкомысленной позитивностью на грани истерики, что давно стала фирменной интонацией разнообразных праздничных телепрограмм. «Ёлки» — это кино про людей и для людей; и ужасно приятно знать, что у нас ещё умеют такое делать, как бы не настаивали на обратном художественные фильмы «Жара» и «Ирония судьбы: Продолжение». Туда, где в кадре есть настоящая жизнь, рано или поздно само собой подтянется и всё остальное.
Что мне больше всего понравилось, так это наличие свежей идеи вкупе с эксплуатацией модной в нынешних соцсетях «теории шести рукопожатий». Ну и конечно же, не может не радовать позитив и жизнеутверждающий юмор картины, взывающий не только к общечеловеческой доброте, но и к гордости за нашу необъятную страну. Визуальный ряд настолько праздничен и шикарен, что его не портят даже такие унылые индивидуумы, как Вера Брежнева. Порадовал и саундтрек с хитом товарища, едущего в Магадан, но самое важное достоинство этой комедии — в том, что она способна вернуть предновогоднее настроение, капитально подпорченное последними событиями в Москве. Не мочите друг друга — Новый год лучше встречать живым. Смотрите кино!
В целом, «Елки» не назовешь выдающимся произведением искусства, но к новогоднему столу в качестве оливье самое то. Как мы привыкли. Тимур Бекмамбетов как никто умеет соответствовать ожиданиям и давать людям то, что они хотят видеть, буквально документируя настроения сегодняшнего дня. Если лет через 20 кому-то вздумается (не дай Бог, конечно) пересмотреть «Елки», то он получит исчерпывающий ответ на тему: 2010, какими мы хотим быть в своих собственных глазах.
«Елки», конечно, не блещут оригинальностью замысла: создатели картины, очевидно, много раз смотрели лучшую в своем жанре рождественскую комедию Ричарда Кертиса «Реальная любовь». Но массовое отечественное кино давно отучило нас от завышенных ожиданий. Зрители исходят из того, что новый российский мейнстрим в лучшем случае отвечает формуле «плохонький, да свой». Так вот «Елки», как ни странно, очень симпатичный пример новогоднего фильма. Без амбиций, но и без разваливающегося на куски сюжета, непроизносимых диалогов и персонажей с немыслимыми именами типа Степанида или Поликарп. Новеллы пристойно увязаны между собой, и даже шутки попадаются смешные.
Стоп. А мне там вообще что-нибудь понравилось? Ну, скажем, четыре новеллы понравились, три - не понравились. Но фильм - не отстой. Они старались. У них просто не всегда получается. Старалки не хватает. Однако на общем фоне того кошмара, что у нас снимают обычно, - даже и неплохо. Тройка с плюсом. А если во время просмотра что-нибудь выпить - даже четверка с минусом.
Фильм Тимура Бекмамбетова и еще пяти режиссеров с первого взгляда — по похожей на сытный новогодний салат картинке и навязчивости продакт-плейсмента — опознается как прямой преемник «Иронии судьбы-2», но являет собой наглядный пример того, насколько лучше придумывать что-то свое, чем портить чужое. Восемь сюжетных линий находятся в диапазоне от умеренно искрометного КВН до сравнительно милой телекомедии, но к концу соединяются во вполне трогательный вариант праздничной телепередачи.
Фильм весьма позитивен и весел, однако, сев в кресло кинозала, не ожидайте, что будете ухохатываться, пока не надорвете живот. Будет в картине и пара моментов, которые Вам захочется, если не оплакать от трогательности момента, то уж точно – обдумать на досуге или обсудить с кем-то умным. Главное, что становится понятно с самой первой минуты фильма – это то, что все в финале у всех будет хорошо: и у делящих невесту героев Урганта и Светлакова, и у узбекского дворника, и у талантливо изобразившей кутанья в шубу Веры Брежневой, сыгравшей саму себя в новогодней комедии у Бекмамбетова.
Вроде бы и Первый канал уже умаялся осваивать новогодние праздники, и у самого Бекмамбетова сложилась вполне успешная голливудская карьера: ему подсовывают самые лакомые сценарии: хочешь — про Моби Дика, хочешь — про капитана Немо, хочешь — про Линкольна, охотника на вампиров. Но рефлекс — дело страшное. Трудно не вспомнить анекдот про актера из провинциального ТЮЗа, которому неожиданно позвонили от Спилберга. "Сниматься? В январе? Ой, в январе не могу, у меня — елки".
По здравому рассуждению, «Ёлки» — никакое не кино. Это увешанная очень разными по красоте украшениями, подпитываемая источником чересчур переменного тока и впопыхах присобаченная на праздничное дерево гирлянда. Это новогодняя шутиха, которая бахает достаточно, чтобы развеселить пьяных от близких праздников зрителей, но не достаточно, чтобы. Именно так — не достаточно, чтобы.
С тоской наблюдая за тем, как кинематографисты пытаются искусственно поднять зрителю настроение, в тысячный раз повторяешь про себя фразу, что на такой светлый семейный праздник хочется не натужно насаждаемого веселья, а – оригинальности. «Ёлки» этому требованию не отвечают. Пишу не со злорадством, а с искренней досадой. Да и исходная предпосылка вполне позволяла создать добрую и неглупую современную сказку. Другое дело, что, как всегда, оставляет желать лучшего реализация.
Результат получился ровно таким, каким и должен был получиться. В принципе, смысл фильма «Елки» целиком укладывается в строки его гениальных сценаристов: «Скажи мне, Оленька, кто ты? / Я так люблю твои фоты!» Изобразительно режиссеры – то ли намеренно, то ли просто в силу своей разношерстности – не стали шокировать публику старшего возраста технологичной «дозорной» бесовщиной. Драматургически они тем более вряд ли кого-нибудь шокируют, ибо весь текст состоит из фраз вроде: «Милые девушки, не стоит отчаиваться, если вам попался вот такой ненастоящий жених». Это уже даже не Астрахан, а какая-то допотопная заря дамского романа, не отягощенная вовсе никакой мыслью, кроме мысли о свадебных кружевах.
Отточенное с годами убеждение большинства наших кинематографистов, что предновогодние фильмы мало чем отличаются от корпоративов, на которые неохотно едет героиня Брежневой, тоже ведь никому не нужно. А халтурят в «Елках» все, причем по-страшному. Тимур Бекмамбетов по старой привычке снимает не кино, а полуторачасовую рекламу майонеза (социальных сетей, салонов связи — нужное подчеркнуть). Актеры из ситкомов продолжают тщедушно корчить гримасы, как привыкли это делать на телевидении. Сценаристы в свою очередь сшивают бессвязную историю про «теорию шести рукопожатий», причем настолько небрежно, что в итоге проще поверить в существование какого-нибудь мифического Хогвартса, нежели в подобную связку.
Структура «Елок», снятых Бекмамбетовым в соавторстве с пятью другими режиссерами, явно позаимствована из английской рождественской мелодрамы «Реальная любовь» — несколько разных историй и персонажей благодаря девочке из детдома постепенно сплетаются в одну сюжетную линию. Вот только в отличие от оригинала в нашей версии стратификация общества происходит совсем уж неочевидным образом. И как это обычно бывает, «Елки» многое рассказывают даже не об авторах фильма, а о нашей с вами неутешительной действительности — в которой даже вместо кино получается унылый праздничный чес.