Мультфильм Вальс с Баширом расскажет нам о событиях, происходивших во время ливанской войны 1982 года. Армейский друг режиссера Ари рассказывает ему, что каждую ночь он видит сон: за ним гонятся 26 собак, которых он убил в Ливане. Ари ничего не помнит об этом периоде своей жизни и решает навестить старых друзей, чтобы узнать подробности той войны. Постепенно открывается страшная тайна...
Результат — отличное медитативное кино со стрельбой, явно вдохновленной Джоном Ву и Ридли Скоттом, с галлюцинациями и воспоминаниями главного героя, слегка отдающими Оливером Стоуном, с гигантской голой женщиной, плывущей по морю, чтобы спасти еврейского солдатика и с очень, очень неприятным концом: архивными фотографиями мертвых палестинцев в Сабре и Шатиле. Без воспоминаний о Холокосте тоже не обошлось. Что ж, в Израиле большая война происходит в среднем раз в десять лет, и если пользоваться терминологией начала ХХ века — каждое поколение здесь потеряно. Фольман рассказал об этом языком мультфильма, потому что явно не имел никакого желания превратить свой главный кошмар последней четверти века в еще один фильм о войне. И ему удалось. Не пропустите.
«Вальс с Баширом» — в какой-то степени акт покаяния, терапия пробуждением давно заблокированных воспоминаний. Но не только она одна. В сущности, Фолман говорит от имени своего поколения, такого же потерянного, как и те, о которых писали Ремарк и Хемингуэй. «Вальс с Баширом» — то же безнадежное прощание с оружием, портрет юности, проведенной в окопе по приказу полковника — любителя немецкого порно и закончившейся при виде плачущих арабских женщин и поеденных собаками трупов. Служили три товарища. Один мечтал стать физиком-ядерщиком. Второй под гул нью-вейва на дискотеке трахнул подругу третьего. А третий предпочел все забыть.
«Вальс с Баширом» все полтора часа приходится смотреть, постоянным усилием мысли напоминая себе о том, что это не просто антивоенная агитка, но прежде всего глубоко интимный психтерапевтический сеанс. С этого ощущения зрителя постоянно сбивают усилия аниматоров, наполнивших свою работу емкими образами, временами уж очень нарочито гуманистического свойства. Однако стоит лишь сконцентрироваться на закадровом голосе, как сквозь нарисованную войну проступает едва ли не самая внятная человеческая история в этом сезоне, легко складывающаяся в полноценную и внятную, если угодно, аудиокнигу. Так что, если во время просмотра станет слишком скучно, просто закройте глаза – эффект присутствия гарантирован. Но гарантировать, что после услышанного и дорисованного услужливым воображением вам не начнут сниться кошмары, не сможет даже сам режиссер. У каждого, знаете ли, своя война.
Фильм Фольмана, собравший в прошлом году, кажется, половину существующих в мире кинопризов (а на остальные, включая «Оскар», номинировавшийся), прогремел не столько своей содержательной частью, сколько благодаря смелому формальному ходу — Фольман соединил документалистику, в идеале подразумевающую реконструкцию реальности, и мультипликацию, дающую максимальную возможность реальностью пренебречь. Но вместе с тем «Вальс» — явно тот случай, когда оригинальность приема заслоняет собой собственно текст сообщения. Глядя его, все время ловишь себя на мысли, что если бы Фольман объехал однополчан с простой цифровой камерой — его фильм не имел бы такой удачной фестивальной судьбы и был бы при том сильно честнее.