В фильме Рок-волна мы узнаем про интересное событие, происходившее у берегов Великобритании в начале 60-х прошлого века. Несколько диджеев вне-закона организовали подпольную радиостанцию прямо на борту судна и день и ночь крутили на запретной волне рок-н-ролл. Правительство, неодобрявшее распространение этой музыки, пыталось прекратить вещание, но когда у твоей волны целая армия слушателей отступать как-то не к лицу.
Мне этот фильм очень понравился. Легкий, стебовый, забавный, производящий отличное впечатление во время просмотра и оставляющий еще более приятное послевкусие. Все-таки Кертис - просто волшебник! Многие режиссеры пытаются создать светлое и радостное настроение своими фильмами - с помощью кучи гэгов и острот, явной буффонады и так далее. И при этом очень часто - не получается. Ну совсем не получается! А у Кертиса - вроде ничего особенного: подумаешь, какие-то там диджеи пашут на каком-то там ржавом корабле, стебутся друг над другом и трахают поклонниц. Там и шуток-гэгов особых-то и нет. А веселое настроение создается самой атмосферой. Но зато как создается!..
Кроме целого созвездия хороших актеров и постоянного веселья, происходящего на экране, в этом фильме, прежде всего, ценен саундтрек, где что ни имя, то легенда. Легкое кино, отличная музыка, британский юмор и даже звездная команда отечественных диджеев, привлеченных к дубляжу, не испортила впечатлений и не лишила этот фейерверк обаяния и яркости. Зрелище получилось отменное и зажигательное, разве что только немного подзатянутое — почти два с половиной часа, что не очень здорово, но все же не смертельно.
Если бы на кинофестивалях вручали награды за лучший неоригинальный саундтрек, то «Рок-волна» просто не имела бы конкурентов. Совершенно безумная компиляция из хитов Kinks, Dusty Springfield, Hollies, The Who, Small Faces, Rolling Stones и прочих героев рок-н-ролла 60-х не останавливается, кажется, ни на минуту. Как меломаны гораздо больше ценят студийные альбомы, нежели подборку лучших хитов, так и по гамбургскому счёту «Рок-волна» оказывается всего лишь милой и беспечной комедией с извечной грустью про то, что когда-то деревья были большими. Но, если вы всё же предпочитаете сборники «да бест оф», тогда можно смело забыть про нытьё насчет нецелостности фильма и отправиться за билетами в ближайший кинотеатр. И, когда увидите постер «Рок-волны», сами поймёте, что ни в коем случае не останетесь разочарованными.
В этом водевиле много чего происходит: лишение девственности, соперничество двух альфа-ди-джеев, свадьба, длящаяся 17 часов, женское лесбо-счастье, секс по четвергам, жизнь в вонючих прокуренных каютах и служение рок-н-роллу всем сердцем, умом, печенью и другими органами. Все это дублировано русскими ди-джеями — Камолов, Трахтенберг и Сергей Стиллавин. Можно к этой братии по-разному относиться, но характерный ди-джейский треп они воспроизводят идеально. Опять же саундтрек в фильме исключительный, список песен занимает полторы страницы мелким шрифтом и все это — прекрасная и удивительная музыка, бывшая актуальной в 1967 году, то есть по определению лучшая в поп-культуре. Вобщем, чистое удовольствие, легкое дополнение к "Мечтателям" и "Через Вселенную", воскрешающих мечту о 60-х для душноватых нулевых.
Фильм «Рок-волна» как сами персонажи, как и их радиостанция, легко, феерично, ярко и остроумно несет задор, радость, упоение жизнью. Кстати, именно такой фильм как никогда нужен во время экономического, духовного и морального кризиса. герои «Рок-волны» тоже влюбляются, страдают и оживают, получив взаимность. Но не это главное в их жизни. Главное — возможность жить по своим законам, веселиться и веселить, радоваться жизни и зажигать. В демонстрации темы противостояния серых пиджаков с вольнодумцами наш зритель легко проведет аналогию со «Стилягами» Тодоровского. И будет прав, но только частично. Потому что «Рок-волна» намного шире, ярче, интереснее.
«Рок-волна», явно задуманная как предисловие к прошлым кертисовским работам, получилась скорее эпилогом к ним — фильмом о конце прекрасной и дурацкой эпохи, «лучших дней в нашей жизни», как со слезами на нетрезвых глазах говорит самый разумный герой. Конец — так конец, тем более весь расклад с дырявой лодкой посреди холодного моря услужливо предоставлял финальную метафору. Но Кертис, возможно, и не слепец, но все-таки клинический оптимист. И впервые в карьере данного кинематографиста его заразительным святым оптимизмом очень хочется, но категорически не получается проникнуться.
Режиссер Ричард Кертис, как любой нормальный человек, чье детство пришлось на благословенные 60-е, очень любит рок-н-ролл. Вероятно, именно в этой любви, а не в какой-либо политической или социальной позиции, стоит искать истоки оптимизма как его дебюта «Реальная любовь», так и нынешней «Рок-волны». По большому счету, «Рок-волна» почти лишена какого-либо сюжетного развития. Есть завязка, есть финал, есть проходящие контрапунктом всей истории козни правительственных пиджаков. Да, в общем, и все. А главный вывод, который приходит на ум сам собой после просмотра, заключается в том, что если о музыке, по определению идущей от сердца прямо в динамики, можно снять такой фильм, то рок-н-ролл все-таки жив и никакой постмодернизм ему не страшен.
Режиссер Ричард Кертис, снявший, кажется, все самые известные британские комедии, от «Мистера Бина» и «Четырех свадеб и одних похорон» до «Бриджит Джонс» и «Реальной любви», все равно что для нас Эльдар Рязанов в лучшие годы. Как пирожки, он лепит фильмы, которые нравятся решительно всем. Они являются, пафосно говоря, своеобразной энциклопедией английской жизни: узнаваемые герои, остроумные реплики, которые легко расходятся на цитаты. И оставляют после просмотра приятное чувство, что ты провел незатейливый досуг, но при этом даже обогатил себя какими-то новыми, забавными ощущениями и знаниями. Не говоря уже об удовольствии от музыки, которой наполнен фильм. За это можно простить «Рок-волне» некоторое мелодраматическое занудство. Появившееся, впрочем, уже к концу, когда «Радио-рок» начинает муторно тонуть в холодных водах Северного моря.
Этот шумный фильм-праздник (противостояние серых костюмов и цветных штанов тут четко проговорено) — вторая режиссерская работа сценариста Кертиса («Реальная любовь»), и синдром «второго фильма» тут как тут. То есть по мелочам все вроде смешно и благозвучно, но целиком — как-то удручающе рутинно. Пиво, виски, рок, виски, телки, рок… Особенно печален финал, в котором нет ни телок, ни пива, а герои бесконечно (и это еще сокращенная версия!) носятся по залитым волнами отсекам тонущего корабля, падают, глотают соленую воду, дрожат, боятся, братаются и снова ныряют. Тут как-то забываешь о рок-н-ролле и вспоминаешь о «Посейдоне» с «Голубой бездной».