В фильме Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 2 начинается последняя глава саги, в которой Гарри, Рон и Гермиона продолжают поиски и уничтожение трёх оставшихся крестражей Тёмного Лорда, ответственных за его бессмертие. Но когда таинственные Дары Смерти обнаружены, и Волан-Де-Морт узнаёт об их миссии, начинается величайшая битва, и жизнь героев уже никогда не будет такой как раньше.
При всех мыслимых претензиях, финал "Гарри Поттера" получился. Более того, на мой взгляд, это лучшая часть саги, которая без труда заработает так и не покорившийся "поттериане" миллиард. К сожалению, как гласит основной девиз фильма, все закончилось. Но, положа руку на сердце, разве кто-то из нас, маглов, будет против, если через несколько лет Джоан Роулинг вдруг объявит, что история "мальчика который выжил" еще не завершена?
С технической стороны весь «Гарри Поттер» был безупречен, а особенно это касается последнего фильма. Это была самая настоящая «eye candy», достойное завершение в целом хорошей франшизы. Атмосфера очень подходит для того, чтобы поставить жирную точку, а также для того, чтобы заставить фильм работать для более широкой аудитории. На ее фоне все сюжетные линии сплетаются воедино, зрителя ожидает скорая развязка, при этом ряд ключевых персонажей погибает. А добро хоть и побеждает, но цена почти всегда оказывается чересчур высока…
Психоделическая развязка даже вкупе с печально знаменитым эпилогом выглядит скорее как финал «Лоста», чем как финал Толкиена: хранители кольца постепенно и по своей воле отправились «за море», а кое-кто, кажется, уже умер, и Хогвартс-экспресс стучит колесиками прямиком в ад. А если и не умер — какая разница.
Авторам удалось искусно выразить, пожалуй, ключевую мысль – двойственности самой природы человека, в чьей душе идёт непрекращающаяся борьба Добра со Злом. Причём это справедливо и в отношении такого безусловного героя, как сам Гарри, которому не избежать испытания Дарами Смерти.
Зажатым в тисках возрастного рейтинга создателям запретили учинять Курскую дугу — мрут тут все больше за кадром, раны героев представлены ссадинами, на которые зеленку жалко тратить, а убойные пассы волшебными палками выглядят на деле так скромно, что этими пых-пыхами и чайник-то не вскипятишь, не то что кровь какого-нибудь злого колдуна! Там, где трусость боссов из Warner Bros таки отступает, радостно пробуждается российская цензура. у, да ладно. Все хорошо, что непозорно кончается. А «поттериана», несмотря на все опасения, завершилась лучше, чем ожидалось. Так что бывай, друг Гарри. Заходи, если что. А лучше пришли открытку.
Йейтс совершенно не считает нужным декларировать какое-то собственное отношение к происходящему, резонно рассудив, что программа крута и сама по себе — и потому во вторых «Дарах смерти», мощных, ярких, красивых, мрачных, много сюжетного волшебства в кадре, но абсолютно отсутствует собственное, кинематографическое волшебство. В фильме «Гарри Поттер и Дары смерти, часть 2» — мы видим, что получается, когда рулить экранизацией большой сказки ставят человека без фантазии. Не знаю, как вам, а мне казалось, что без неё в деле экранизации сказок никак. Вердикт Кочерыжкина - финал, где всё по плану.
Поклонники «поттерианы», как обычно, найдут и массу несоответствий между фильмом и книгой Джоан Роулинг. Но ведь есть в мире и такие, кто не читал ни одного романа, включая и последнюю часть. Им будет особенно тяжело понять, почему Гарри (Дэниэл Рэдклифф) с Роном (Руперт Гринт) и Гермионой (Эммой Уотсон) ищут неких крестражей, почему вместо волшебной сказки на экране попытки соединить фэнтези с триллером.
На последних "Дарах смерти" еще в большей степени, чем на предыдущих, лежит печать усталости, особенно заметная тому, кто не является фанатичным поклонником книг английской сказочницы. "Дары смерти", и первые, и вторые, выполняют преимущественно иллюстративную функцию, и каких-то кинематографических, режиссерских находок прилежный и осторожный Дэвид Йейтс позволяет себе крайне мало. "Гарри Поттер", на заре своего существования предлагавший мало на что похожий особенный мир, теперь по части спецэффектов и батальных сцен визуально приближается к среднеголливудскому стандарту, который можно встретить в любом боевике или комиксе про супергероев.
Эпос, мрак и рок, нависающие над башнями Хогвартса вместе с защитным полем и фраппированными дементорами, — все это неизбежно захватывает даже самых больших скептиков, будь то во имя или вопреки. Пафос, поза и полное отсутствие самоиронии, какими неизбежно болеют все истории про глобальную борьбу добра со злом. А что уж говорить про несчастного Дэвида Йейтса, руководящего франшизой последние несколько фильмов. Его фильмы действительно неидеальны: скомканные в одних эпизодах, "Дары..." неизбежно провисают в других, а финальная битва с Волан-де-Мортом кажется бесконечно долгой уже хотя бы оттого, что мы все заранее и наизусть знаем развязку этой катавасии и видели первые ее кадры еще полгода назад.
Гарри Поттер должен наконец стать чем-то вроде движущейся фотографии, которые печатают фотоателье его волшебного мира. Смотрит, конечно, пронзительно, а совместного будущего у нас с ним нет. Дорогой Гарри, живи хорошо! Не возвращайся никогда.
Некоторые моменты всё-таки были весьма неприглядны: опекун Дэвид Й. всеми силами старался показать, насколько тяжёлый период переживает подопечный, одевал его в пыльные рубища самых разных оттенков серого и выкручивал лампочки изо всех источников света. По-другому подчеркнуть мрачную торжественность момента он не умел — не ругайте ксилофониста почём зря. Чтобы как-то расшевелить чующего близкий конец Поттера, ему дали глоток по-настоящему душещипательной драмы и шанс постоять рядом с такими людьми, как Алан Рикман и Гари Олдман.
Победа над драконом в наше время не более чем укрощение какого-нибудь «украинского железобрюха», уничтожение древнего змия – банальный фехтовальный прием, а ниспровержение зла – всего лишь жуликоватый трюк с волшебной палочкой из бузины. Сифилитическое кожаное лицо князя мира сего бесследно растворится в тусклом зеркале мировой истории. В любом случае, массовый потребитель попкорна будет премного доволен тем, как ловко и эффектно ему пощекотали за ушком и как услужливо ему почесали самодовольное розовое брюшко.
Сюжетные твисты жуются и пренебрежительно выплёвываются, сильные эпизоды оказываются образцовой увебольщиной, а большая коллекция прекрасных актёров привычно превращается в группу переигрывающих, жутко дубовых бездарей. У Йейтса, как ни крути, удивительная способность превращать трагедию в Монти Пайтон или, в лучшем случае, в студенческий трэш.
Получается монотонный по драматургии и ужасно неповоротливый и медлительный по характеру повествования квест, герои которого все чаще сообщают друг другу (а на самом деле зрителю), что, почему, в какой последовательности и зачем они собираются делать. Главными жертвами в данном случае становятся персонажи второго плана, что, впрочем, несколько спасительно для исполнителей ролей плана первого. Однако общее ощущение тяжести и утомленности связано все же не столько с огрехами отдельной картины, сколько со всей эволюцией сериала. Ничего такого Йейтс не делает, а только ходит за мальчиком, который выжил, подрос, неубедительно побунтовал, а теперь педагогической волей ретроградки Джоан Роулинг принимает свою судьбу.