Фильм Утраченные иллюзии расскажет о нищем поэте Люсьене Шардоне, который своим талантом пытается пробиться в Париже к хорошей жизни, стремится обогатиться и разжиться широко идущей славой. Его взлёты и падения вводят его друга и зятя в невероятные долги, доводя Люсьена до отчаяния. И тот оглядывается назад на своё творчество во французской столице, пытаясь осознать, как жить и как действовать дальше. Сюжет является кино-адаптацией романа Оноре де Бальзака.
Постановщиком этой драмы выступил Ксавье Джанноли (Маргарита), и он адаптировал сюжет Бальзака вместе с Жаком Фьески (Ив Сен Лоран) и Ив Ставрид. В продюсерах проекта значатся Оливье Дельбоск (Тайна Сен-Тропе, Куриоса, Вход в пустоту), Сидони Дюма (#яздесь, Попробуй подкати, Неоновый демон), Эмильен Биньон. За операторскую работу и визуальный ряд здесь отвечает Кристоф Бокарн. На Венецианском кинофестивале 2021 года картина была номинирована на главный приз - "Золотой лев".
Актёрский состав фильма в главных ролях представляют Бенжамен Вуазен, Сесиль Де Франс (Китайская головоломка, Мальчик с велосипедом, Семейная тайна), Венсан Лакост (Одной волшебной ночью, Сент-Амур: Удовольствия любви), Ксавье Долан (Матиас и Максим), Саломе Деваэль, Жерар Депардье (Сент-Амур: Удовольствия любви, Виктор, Распутин), Жанна Балибар (Холодная война, Девушка из Монако), Андре Маркон (3 сердца, Я, снова я и мама, Что-то в воздухе), а также здесь сыграли: Луи-До де Ланкесэ, Жан-Франсуа Стевенен и другие французские артисты.
Дата премьеры в России назначена в кинотеатрах по стране с семнадцатого марта 2022-ого года. Прокатчиком на территории РФ выступает компания «Белые ночи». Хронометраж картины заявлен довольно большим в два с половиной часа и составляет сто сорок девять минут экранного времени, включая титры. Возрастной рейтинг ограничения к просмотру в нашем прокате картине присвоен строго 18+
Эта трагедия под печальные и торжественные переливы скрипки (в программе – Шуберт, Рамо, Вивальди и Перселл) подходит к своему закономерному финалу весьма неспешно. Не открывая человеку, имеющему хоть какой-то житейский опыт, ничего нового, но весьма точно живописуя людские характеры, привычки и пороки.
Кино Джанноли, конечно, не призывает к революции и смене исторической формации, однако честно подчеркивает горькие выводы автора книги. И помогает ему в этом подтянутая режиссура, превосходное воссоздание атмосферы эпохи и, разумеется, качественные актерские работы.
Фильм удачно совмещает бальзаковский цинизм с его же романтизмом. Не в последнюю очередь благодаря прямому цитированию книги закадровым голосом. Хлесткие цитаты вроде «Париж чуть приподнял юбку, чтобы показать молодому поэту свою уродливую наготу» здорово украшают эту нравоучительную мелодраму о том, до чего доводят компромиссы и стремление усидеть на двух стульях одновременно.
Смотреть на эту роскошь поистине приятно – если больше нет никаких других планов на вечер, а в Большом снова дают «Лебединое озеро». В конце концов, актеры в «Иллюзиях» подобраны превосходно, а сюжет не потерял своей актуальности ни в чем.
Люсьен де Рюбампре — вполне себе универсальный герой, вроде Гамлета или Дон Кихота. Наивный юноша, который ради славы и возможности реализации отдает весь свой талант, все свои амбиции и иллюзии на службу абсолютному злу.
«Утраченные иллюзии» и спустя без малого два века звучат злободневно – в этом, пожалуй, основная привлекательность фильма. Скандалы, интриги, расследования, продажная пресса – и так называемая либеральная, и лояльная государству. Разве что печатное слово времен Бальзака обладает куда большей силой, а потому еще яростнее идет борьба за каждую написанную и опубликованную строчку.
Самое интересное в фильме — это не похождения Люсьена, а изображение того, как функционируют СМИ, в котором без труда можно усмотреть параллели с современностью. Фейковые новости, кликбейт, разворачивание информации разными сторонами в зависимости от того, кто выступает заказчиком,— все это уже было во времена Бальзака и по-прежнему существует, пусть иногда в чуть более изящном исполнении.
Ксавье Джанноли спустя почти два столетия после выхода романа лишь с горечью, пусть и богато задекорированной ретро-Парижем, констатирует морально-нравственный тезис Бальзака, эти вечные иллюзии о лучшей жизни, которым навечно и остается разве что быть утраченными.
«Иллюзии» — в первую очередь не исследование социальных прослоек и их взаимодействия, а мелодрама.
При всех визуальных достоинствах картины, высидеть два с половиной часа её хронометража – задачка не из лёгких. В какой-то момент весь это бальзаковский «Волк с Уолл-Стрит» про превращение журналистики в бизнес становится едва выносимым. Однако, как говорится в фильме: если скучать, так только в Париже. Если скучать в кинотеатре, так только разглядывая красоту ушедшей эпохи.
Очередной средний французский фильм, где можно любоваться только актерами. Если судьба вас завела в кинотеатр, а в репертуаре только эта лента, то, конечно, можно потратить деньги на билет и сходить на него. В другой ситуации лучше выбрать какую-нибудь другую картину, а потом дождаться «Утраченные иллюзии» на каком-нибудь из стримингов.