Фильм Куриоса (Курьёза) представляет собой французскую историческую драму от режиссёра и сценариста Лу Жене, для которого эта картина станет дебютом в большом кино после короткого метра и работ для телевидения. Вторым сценаристом выступил Рафаэл Деплешен, а среди продюсеров числятся Оливье Дельбоск (Маргарита, Вход в пустоту) и Кристин де Жекель (Каникулы маленького Николя, За сигаретами, Заложник смерти).
Действие сюжета этой картины развернётся в Париже под конец XIX века. В основе лежат различные дневники и письма представителей светского общества той эпохи. А главными действующими лицами станут завязанные в любовном треугольнике двое мужчин, полюбивших одну и ту же женщину. Что выйдет из таких любовных перипетий их чувств и судеб, погрузившиеся в светские интриги зрители узнают за сто семь минут хронометража данной исторической драмы.
Актёрский состав фильма включает в себя таких французских артистов кино и телевидения, как Ноэми Мерлан (Этот неловкий момент), Нильс Шнайдер (Одна встреча), Амира Касар (Планетариум, Сен-Лоран. Стиль это я), Скали Дельпейра (Притворись моим парнем), Дэмиен Боннар (Дюнкерк), Бенжамен Лаверн, Камелия Джордана, Матильда Варнье, Мелоди Ричард и другие. Дата премьеры в России должна состояться в кинотеатрах тридцатого мая, прокатчиком выступает «ПРОвзгляд».
«Куриоса» не о творчестве, это фильм именно об отношениях. Несмотря на то, что в итоге именно творчество становится для героев продуктивным способом осознать себя и свои отношения, именно внешняя сторона отношений преобладает в фильме — с яркими ссорами и страстными примирениями, скандалами и истериками.
Отношения, которые показывает Лу Жёне в "Куриосе" между представителями высокой французской культуры, пытаются петь гимн декадансу и показывают, что женщина вправе делать свой выбор и отдаляться от тех традиций, которые диктует ей общество.
Революционные веяния, кажется, занимают постановщицу даже больше, чем частная жизнь героев «Куриосы», которые, впрочем, со всеми переменами глобального масштаба тесно связаны: ведь именно эти симпатичные чудаковатые люди, не слишком ладно организовавшие свои маленькие «опасные связи», и стали провозвестниками тех самых перемен.
Получилось весьма сентиментально, местами затянуто (электронная музыка Арно Реботини это сглаживает, хоть и мешает проникнуться духом эпохи), но в целом любопытно, и без каких-либо поучений. Куриоса, в буквальном смысле этого пикантного слова (и без оглядки на произношение).
"Куриоса" - вещь сугубо женская. При этом объективно небесталанная и изящно уворачивающаяся от соблазна занырнуть в феминистскую повестку - о том, что Мари приходится творить под мужским псевдонимом, упоминается вскользь и в самом конце.
Героиня находит в себе силы побороть слабость – взять инициативу в свои руки, к вящему удивлению и растерянности любовника. Отсюда – совсем недалеко до вывода в том духе, что и бурный читательский успех той, кто скрылась под псевдонимом Жерар д’Урвиль, оказался хоть отчасти обусловлен достаточно смелым по меркам эпохи настроем.
Заметно все же, что постановщица “Куриосы” Лу Жёне дебютантка в кинематографе, и в ней слишком много осталось от фотохудожницы, стремящейся лишь к выразительной визуализации, не тождественной киноязыку как таковому.
Помещая доступных женщин в последовательность «кадров»-изображений на страницах альбома, Луи, производитель и потребитель образов, манипулировал ими, а они пребывали в положении безвольных объектов.
Картина Жёне вполне обладает всеми необходимыми приметами «красивого эротического кино», услаждая взор прелестями женских тел в их природном естестве.
Эротических эпизодов в «Куриосе» хватает, но ни один из них не пробуждает чувств, даром что все актёры симпатичные и привлекательные. Ноэми Мерлан – обольстительная брюнетка со вздёрнутым носиком и идеальными пропорциями – сделала бы честь любой постановке, но здесь выглядит лишь приятным аксессуаром.
Хотя в основе рассказанной истории живые люди, они моментально становятся плоскими героями «чувственного женского романа».
Лу Жене — женщина, но ей удивительным образом удалось сымитировать пресловутый male gaze, мужской взгляд, в котором каждая героиня фильма предстает набором грудей, волос и ягодиц, а что там творится в ее прелестной головке — дело десятое.