Фильм Матиас и Максим это драма из Канады от именитого кинорежиссёра Ксавье Долана (Смерть и жизнь Джона Ф. Донована, Это всего лишь конец света, И всё же Лоранс) по его же сценарию о двух приятелях, оказавшихся втянутыми в съёмки короткометражной картины. В числе продюсеров также Нэнси Грант (Мамочка) и Фиби Гринберг. "Матиас и Максим" были номинированы на Каннском кинофестивале 2019 года в главной номинации на Золотую пальмовую ветвь и в специально номинации "Квир-Пальмовая ветвь за освещение ЛГБТ-темы в кино".
По сюжету этой драматической истории два закадычных друга по имени Максим и Матиас волей судьбы попадают на съёмочную площадку одной короткометражки, где им уготован один довольно рисковый эпизод, в котором приятели должны принять участие. Однако процесс съёмок открывает им глаза на различные вещи, до той поры скрытые от их разума и чувств, переворачивая с ног на голову привычные устои, окружающий мир и всю жизнь каждого из них. Всё вокруг них уже никогда не будет прежним, но важно ещё и разобраться в самих себе.
Актёрский состав фильма включает в себя таких артистов, как сам Ксавье Долан, Харрис Дикинсон (Малефисента: Владычица тьмы), Энн Дорваль, Габриэль Д’Альмейда Фрейтас, Катрин Брунет, Мэрилин Кастонгуэй, Пьер-Люк Фанк, Мишлин Бернар и многие другие. Возрастное ограничение проекту присвоено для проката в РФ строго 18+. Дата премьеры в России должна состояться в кинотеатрах с четырнадцатого ноября 2019 года, прокатчиком выступает компания «Русский Репортаж».
Перед нами картина в стиле классического Долана: фонтан эмоций без ухода в ненужную истерику, красивая картинка без голливудского лоска, проблемы идентичности поколения и много, очень много хорошей музыки.
Переживание такой модели дружбы для Матиаса и Максима — фундамент, на котором при любых жизненных сценариях будет строиться вся их раздельная долгая счастливая жизнь, у кого-то в Австралии, а у кого-то в браке с детьми. Потому слоган этого фильма — Best friends forever!
Долан размышляет о грани между любовью и дружбой, которая способна тоже носить интимный, доверительный характер, не отягощенный косыми взглядами и внутренними дилеммами. Найти эту границу 30-летний режиссер, кажется, и не пытается: «Это не мы», – говорит Максим, обозначая смутное ощущение, что оба поведенческих паттерна (дружеский и любовный) дают сбой. «Кто мы?» – это уже другой вопрос, ответом которому снова становится затемнение.
При всех недочётах и откровенно портящим общее впечатление слащавом конце, хочется назвать одним из лучших фильмов Ксавье Долана. Парадокс объясняется тем, что искренность намерений режиссёра и его коронная эмоциональность, из-за которой его фильмы находят отклик у самой разной аудитории.
Не сопереживать наивным, но трогательным героям сложно — так же, как и не подпевать любимой попсе самого режиссера. Его режиссерская предсказуемость — это его стиль. Вопрос лишь в том, нравится вам он или нет.
Это честное, беспримесное кино, рассказанное своими словами. Долан в расцвете сил и обнажается с уверенностью профессионального стриптизера. Юмор ему лучше всего удается горький, а эротика — двусмысленная и обрывающаяся на полуслове.
Главное здесь не пропустить, что «Матиас и Максим» — это кино все-таки не о любви, а о дружбе, которая подчас может строиться на чувствах гораздо более сильных. И осмыслением этих чувств Долан характеризует не только себя, но и в целом современников.
Фильм — явно претенциозная курсовая работа, по словам авторки, смесь импрессионизма с экспрессионизмом. Пока Матиас и Максим пытаются показать, что они без предрассудков, девчонка говорит: «Откуда вам знать, вообще, парни вы или девушки, да и какая разница?».
Кажется, Ксавье на один фильм перестал воспринимать любовь как исключительно душевные страдания, отдав должное химии, романтике и простому человеческому хэппи-энду.
Долан взрослеет, с годами изменяется и его режиссёрский почерк. «Матиас и Максим» — не истеричное кино на разрыв, но чувственное и очень тактильное. Однако, кроме хорошо знакомых тем голубой любви и больно кусающей матери, остаются лишь музыкальные и монтажные уловки, дабы растянуть действо на полный метр.
Отсутствие конфликта не переводит фильм в разряд однозначно провальных. «Матиас и Максим» точно не разочарует преданных фанатов Долана, особенно почитающих его раннее творчество: потерянность героев роднит его с дебютом, страдания от любви — со вторым фильмом канадца.
Как актер при этом Долан безупречен, как всегда — живой, трогательный, душераздирающий. Но его одного мало на всю эту двухчасовую махину. И даже культовые Pet Shop Boys не спасают. К тому же он оставляет финал открытым, и это, простите, безобразие.