Фильм Танец с саблями это биографическая российская драма про Арама Хачатуряна и о написании им одного из самых знаменитых и известнейших музыкальных шедевров. Сценаристом и режиссёром картины выступил Юсуп Разыков, а среди продюсеров проекта числятся Рубен Дишдишян (Т-34, Небесный суд, Землетрясение, Аритмия) и Тигран Манасян, сыгравший в картине одну из второплановых ролей.
Сюжет развернётся осенью 1942 года во время Второй Мировой войны. Ленинградский академический театр оперы и балета им. Кирова эвакуируют в переименованную Пермь, нынче в военное время зовущуюся город Молотов. Здесь артистов ждёт весьма нелёгкая жизнь в эвакуации. Голодающие балерины, жизнь в глубоком тылу в разгар сражений, холодная осень вокруг. Оборонные заводы и госпитали превращаются в их новые сцены - площадки для спектаклей, а также места для постоянных репетиций, на которых все они преображаются в завораживающе красивые представления. Хачатурян за 8 часов до премьеры, в канун финальной репетиции спектакля "Гаянэ" получает от дирекции приказ написать ещё один танец под уже готовый балет. Так ему предстоит сочинить своё великое и узнаваемое произведение.
Актёрский состав фильма включает в себя таких артистов, как Амбарцум Кабанян (Метаморфозис), Александр Кузнецов (Братство, Скиф, Кислота), Сергей Юшкевич (Две женщины, Прячься!, Slove. Прямо в сердце), Вероника Кузнецова (Жги!), Вадим Сквирский (История одного назначения), Александр Ильин мл. (Тренер, Легенда о Коловрате, С пяти до семи), Арман Навасардян (Землетрясение), Алексей Назаров и другие. Музыку к этому фильму-биографии сочинили Алексей Артишевски (Грецкий орешек) и Андраник Берберян. Возрастное ограничение киноленте присвоено 16+. Дата премьеры в России должна состояться в кинотеатрах страны с тридцатого января 2020 года, прокатчиком на территории РФ выступает компания «Экспонента».
Режиссёру удаётся и незаметно добавить в фильм лёгкой злободневности, и удержать главного героя на грани с полной бесплотностью. Переживания о невозможности быть на фронте, проницательная, мудрая способность, балансируя среди обстоятельств, создать себе нужное для работы пространство, - штрихи, почти незаметно вплетённые в избавленное от всего лишнего повествование.
Несколько фрагментарное, данное вскользь (и не лишённое тенденциозности) освещение темы отношений художника и власти компенсируется другой, гораздо более важной проблематикой.
К сожалению, заметят все это лишь внимательные исследователи, для остальных же и «Турецкое седло» окажется хардкором. Такова доля творца: иногда получается «Танец с саблями», как у Хачатуряна, а иногда — как у Разыкова, и природу этого никакой фильм не объяснить не в силах.
Иконографическая возвышенность главного героя и плакатность главного злодея ближе к последним минутам фильма окончательно разрушают документальную основу. Это не кусочек большой биографии, это снова притча – про Хачатуряна, Моцарта, Мастера, Фауста.
Фильм Юсупа Разыкова "Танец с саблями" не стоит ни пальца на ноге балерины, ни буквы в либретто, ни ноты великого произведения, именем которого он громко называется.
В «Танце с саблями» нет ничего от его авторского стиля, скорее он напоминает худшие образцы российского телемыла, с противоестественной актерской игрой и плоской картинкой.