Фильм Брат 2 это культовый криминальный боевик Алексея Балабанова 2000 года в котором Данила Багров, участвуя в телепрограмме, встречает своих сослуживцев и друзей, служивших вместе с ним в Чечне. Но радость встречи омрачается страшным убийством одного из них сразу вскоре. Как выясняет Данила, на того точили зуб преступники из-за брата, играющего в профессиональный хоккей в США. И теперь главный герой решает во всём разобраться, отправляясь в Америку, куда за компанию берёт с собой и смекалистого в криминальных делах находчивого старшего брата.
Постановщиком и автором сценария здесь выступил Алексей Балабанов (Я тоже хочу, Кочегар, Морфий). В продюсерах картины значатся Валери Гобо, Сергей Сельянов (Своя война, Конёк-горбунок, Вратарь Галактики), Тимоти Е. Сабо. За операторскую работу здесь отвечает Сергей Астахов. За монтаж Марина Липартия. А музыку к боевику сочинил Вячеслав Бутусов.
Актёрский состав в главных ролях представляют Сергей Бодров младший, Виктор Сухоруков (Чемпион мира, Рай, Орлеан. Фантасмагория греха), Сергей Маковецкий (Подкидыш, На Париж, Конь Юлий и большие скачки), Кирилл Пирогов (Портрет незнакомца, Братство, Разбуди меня), Александр Дьяченко (Первые), Дарья Юргенс и певица Ирина Салтыкова в роли самой себя. Компанию им здесь составили Александр Наумов (Полное превращение, Новые приключения Аленушки и Еремы), Александр Карамнов, Гэри Хьюстон (Хранители) и другие артисты.
Дата премьеры в России во время повторного большого релиза в кинотеатрах назначена на 24-ое марта 2022 года. Прокатчиком выступает компания «Наше Кино». Хронометраж картины чуть более двух часов и составляет сто двадцать семь минут. А возрастное ограничение к просмотру у нас в прокате боевику присвоено с пометкой 16+
Ушла живая среда — питерские проходняки, Сенной рынок — точно угаданная фактура нового времени. Осталась одна история — честная, прямая и неновая, как и ее герой. Ушла «безнравственность», весь смак первого «Брата», который парадоксально совмещал в себе комсомольскую искренность и киллерский зомбизм. Осталась духовность — православные ценности, «Сила не в деньгах, а в правде», насилие не потому, что легко, как зубы почистить, а потому, что несправедливость в мире — и надо бороться.
Философская тема является, наверное, главной смысловой нагрузкой фильма. Данила, как и первом фильме, старается найти ответ на интересный жизненный вопрос: «В чем сила, брат?». Брат Татарин считает, что в деньгах, потому что они правят миром, и тот сильней, у кого их больше. На вопрос Данилы «а что с ними делать?» Татарин отвечает купить всех. Но дело в том, что Данила не согласен с этим. Он искренне полагает, что в настоящее время сила в правде, а не в деньгах.
Бодров замечательно органичен в образе паренька, изживающего по воле авторов свой звездный статус, дистанцирующего себя в соответствии с драматургической задачей от броского, узнаваемого имиджа и социального успеха. Теперь чем меньше Бодров играет, чем проще, растеряннее, непрофессиональнее он на экране, тем больше выигрывает его персонаж.
Чем больше мы смотрим фильм, тем нарезка песен и групп становится больше, мощнее, сильнее, словно песенные ракетные «Катюши» подкрепляют и ведут прицельный огонь на войне справедливости, которая показана в этом фильме.
Что бы ни говори, А.Балабанов – крепкий "профи", что бы он ни снимал, это никогда не бывает скучно. Вот если бы ещё криминальный жанр тут не был отягощен всеми этими национальными, социальными выпадами, если бы фильм не возвращал нас к тупому советскому убеждению о своей дискуссии не подлежащей исключительности!.. Но, может быть, великие соседи, в рамках какого государственного строя не существовали бы, без этого просто не могут?
"Брат 2" превратился местами в длинный музыкальный видеоклип. Серьезная проработка характеров и сюжета показалась режиссеру лишней. Казалось, Балабанов понадеялся снова выехать на Сергее Бодрове, саундтреке, "фирменных" крупных планах подготовки оружия и случайно забредающих в жизнь главного героя звездах шоу-бизнеса. И ведь выехал!
Нужно ли смотреть этот фильм? Наверное, нужно. Тем более, что он наверняка станет культовым, и Балабанова назовут "российским Тарантино". Но, независимо от моих пинков сценария, Балабанов - молодец и снял действительно правильный и зрелищный боевик. Причем настоящий и оригинальный российский боевик, что не может не радовать.
Второй «Брат» — это словно инаугурационное кино новой путинской страны, наглый и ранимый марш-бросок в долгожданное благополучие, гламурный ревизионизм и умеренное варварство. Тачка чуть что становится тачанкой. Гни свою линию — вечно молодым, вечно пьяным.
“Брат 2” - сказка, порождение русского обывательского духа. Багров - богатырь, этакий Иван-дурак со своими прописными истинами и моралью общинной жизни, когда все что “не наше”, то “чужое”. Скрытая до ненависти зависть к хорошей жизни, засевший под коркой “совок”, традиционное “посмотрите, какие мы бедные” и “мы сами не местные” с кулаком в кармане - типичные черты современного российского общества, непритязательно и так же обывательски в фильме обыгранные. В том и секрет успеха фильма - он родной и близкий, картинка говорит с нами нашим же языком.
Для российского человека, стоит чуть-чуть поковырять его глубинные мифологемы, состоятельный соплеменник всегда подозрителен. Он не то чтобы аморален (хотя кто же с этим будет на Руси спорить), но как бы заведомо обречен. Подавляющее большинство убеждено: большие деньги наживаются у нас неправедным путем. Их здесь исключительно «хапают». С этим даже спорить глупо. Показательно, что двух главных злодеев-бизнесменов авторы фильма тем не менее не наказывают.
Словом, опять, как и в предыдущем фильме Алексея Балабанова, нам рассказывают историю "про уродов и людей". Где люди на сей раз - "правильные киллеры", а уроды - все остальные (русские бандиты и банкиры, американские бизнесмены и сутенеры, жулики с Брайтон-бич, украинская мафия и т.д.). Бесспорно, фильм поставлен уверенно и расчетливо. Однако осадок после всего этого остается довольно горький...