В фильме Рай главная героиня - женщина Ольга, участница французского Сопротивления и русская эмигрантка, за укрытие еврейских детей во время Второй Мировой войны оказывается схвачена нацистами. В концлагере её жизнь становится адом до знакомства с Хельмутом, немецким офицером, который когда-то был в неё влюблён и сохранил свои чувства по сей день.
Творческая задача у Кончаловского была намного сложнее, чем у всех, кто этим когда-либо пытался заниматься.
На фоне военных кинокартин, в которых зашкаливают датчики пафоса, «Рай» кажется «белой вороной». В диалоге со смертью бравада неуместна, в стремлении выжить благородству места нет.
Рай — это не идеология. И даже воспоминания — не рай. Рай — это кино. Души людей, чьи жизни искорежила и уничтожила война, попадают не на небеса, а прямиком на экран. Туда, где они могут, наконец, выговориться.
Сложно сконструированная и великолепно снятая, полная глобальных философских идей и проклятых вопросов, трагическая парабола Кончаловского прекрасно легла в венецианскую программу.
Это надо прочувствовать – как говорят сами герои в трейлере. И даже не важно, окажется ли зритель верующим или атеистом – мощный гуманистический посыл картины ощутит любой.
«Рай» не просто замечательно срежиссированное и прописанное кино, оно попросту необходимое.
Юлия Высоцкая превзошла здесь все ранее сыгранное, воплощая контрасты мгновенного превращения из счастливого человека в затравленное существо.
Весьма внушительная, берущая за живое картина, в черно-белых красках рассказывающая о серой морали и рассуждающая о природе жертвенности и героизма.
Полезная возможность в эстетической форме каждому обстоятельно поговорить с собственной душой об ужасах Второй мировой.
"Рай" не даёт зрителю засомневаться в своём присутствии. Драматургия выстроена так, что герои беседуют между собой, обращаются к зрителю и к Богу - апеллируют сразу к трём пространствам, пытаясь найти билет в свой рай.
В фильме чувствуется редкая внутренняя свобода — режиссер говорит о том, что его волнует, в органично родившейся, а не навязанной мейнстримом форме.
Куда ценнее для всего умирающего российского кинематографа, что впервые после "Левиафана" у него появился реальный шанс если не выжить, то хотя бы получить "Оскар" в американском раю.
Неоднозначное и даже провокационное решение важнейшей для современного кино темы сразу выводит Кончаловского в ряды вероятных претендентов на призы.
Сильная и стильная российско-немецкая артхаусная драма, исследующая природу нацистского зла и концлагерного героизма.
И все-таки того электрического разряда, который пронзил бы этого самого зрителя и оправдал бы фильм, он произвести просто не может.
Произведение о жертвенности и силе жертвы, о любви, добре, зле и героизме – не вымученном, но подлинно «свободном».
Не без излишнего морализаторства и с перегибом по части беспристрастности в сторону безжизненности. Но все равно: метаморфоза удивительная.
Это деликатный разговор со зрителем о том, что в самом страшном чудовище есть что-то человеческое, а великодушный и чистый помыслами доброхот имеет свои страхи, слабости и способен на грех.
«Рай» - это счастливое прошлое и жуткое настоящее, полупьяная молодость и ад концлагеря… Кстати, фильм шокирует, но в то же время щадит: здесь нет разорванных тел, вывороченных кишок и т.д.
«Рай» фильм о людях и в первую очередь о русской интеллигенции, которая вымирала тупо и страшно, порой спасая других, и о том, что субъективного рая быть не может, а объективного не бывает.
Вряд ли картина изменит вас или заставит посмотреть на давно всем известные и пройденные события по-другому. Картина «Рай» лишний раз напоминает, что все мы смертны и всегда должны поступать так, чтобы не было потом слишком стыдно.
Фильм, обращенный в прошлое не только тематически, но и стилистически, пытающийся, впрочем, найти собственную уникальную перспективу.
Кончаловский не рассказывает историю, а использует беспроигрышную фактуру в качестве фона для собственных размышлений о добре и зле, что на фоне войны и холокоста выглядит несколько нескромно.
Сам автор саморазоблачается, вдруг давая слово привратнику рая – у того, конечно же, оказывается голос самого Андрея Сергеевича Кончаловского.
Буквально сразу взяв за грудки, фильм ближе к концу ослабляет хватку, а по итогу и вовсе оборачивается маловразумительным и сомнительным моралите.
Cимвол всего коммерческого кинематографа путинской эпохи, единственная особенность которого — абсолютная искусственность конструкции и заранее-заданность героев, сюжетов и выводов.
Одно замечательно в фильме Кончаловского: весь его смысл сконцентрирован, как это бывает только у великих писателей и режиссеров, в последней фразе, последнем плане.
Передавать зрителю записки от Создателя, конечно, распространенная потребность среди отечественных классиков, но в разговоре об ужасах концлагеря, кажется, не самая уместная. Отказавшись от дешевых эффектов натурализма, Кончаловский почему-то не удержался от этого - тоже не самого дорогого.
«Рай» со сценами в концлагере и душераздирающей второстепенной историей двух еврейских детей выглядит едва ли не пошлостью.