В фильме Линкольн рассказана биография знаменитого шестнадцатого президента США Авраама Линкольна. Фильм повествует о его политической карьере, деятельности на посту президента, об отмене рабства и ужасах гражданской войны севера и юга.
Даже когда режиссер повторяет раз за разом мизансцену «Ленин и печник», он ухитряется придать печнику столько достоинства, что это исключает любую снисходительность. Кино — тоталитарное искусство, а Спилберг использует его, чтобы сделать фильм, демократический по самой своей сути, — и едва ли для этого можно было бы придумать более достойный повод.
К концу режиссер со сценаристом разошлись настолько, что поставили президента с библейским именем в один ряд с древними мудрецами и пророками — когда в диалоге с женой он изъявляет желание съездить на Святую землю. Может быть, именно поэтому новое спилберговское кино не стало идеологизированной патриотической агиткой: в нем речь идет не о человеке, а о титане и сложенных о нем мифах.
Картина с лаконичным названием "Линкольн", главным образом, рассказывает о принятии тринадцатой поправки конституции США, гласящей об отмене рабства. Диспуты о том, являются ли негры такими же людьми, как и белые, разворачивались параллельно сражениям Гражданской войны между Севером и Югом. Спилберг сознательно уходит от военных действий, напоминая о них лишь телеграммами президенту о количестве погибших, делая акцент на революции "в верхах".
Вердикт – очень хорошее, великолепно написанное, снятое и сыгранное историческое полотно, исполненное чуть более доходчиво, чем следовало бы – от чего шанс стать по-настоящему великим, как и его главный герой, упускается
«Линкольн» — работа редкого мастера. Возможно, не самое убедительное, но уж точно самое живое и наглядное кино о демократии как искусстве — искусстве иметь несколько масок, но не терять при этом собственного лица; искусстве идти до самого конца, думая не о себе, но о благодарных потомках, которые спустя полтора века будут неустанно снимать про тебя кино, не боясь при этом сказать чего лишнего.
В общем, приходится признать, что на тему рабства традиционалист Стивен Спилберг высказался убедительнее, чем новатор Квентин Тарантино, чей «Джанго освобожденный» в этом году будет конкурировать с «Линкольном» за симпатии американских киноакадемиков.
Линкольн в фильме – хитрый, но очень уставший от войны юрист. Он понимает, что великие дела не получится сотворить, не запачкав при этом руки. Он всячески пытается оберегать от этого семью, покорно выслушивая упреки жены, наивные речи младшего и истеричные крики старшего сына.
"Линкольн" интересен еще и тем, что корректирует манихейский образ войны Севера и Юга. Это Линкольн, по фильму, вел войну, переживаемую им как личное дело, против рабства, а вообще-то северяне были такими же расистами, как южане. Всегда полезно увидеть, как отцы отечества ужасаются мысли, что за отменой рабства последует разрешение межрасовых браков, или негры получат право голоса, от чего до апокалипсиса, то есть предоставления права голоса женщинам, рукой подать.
«Линкольн» – картина для любителей истории, готовых шаг за шагом вместе с режиссёром реконструировать событие, произошедшее более 100 лет тому назад. Она порадует тем, что, заставит сопереживать такому скучному, на первый взгляд, событию, как принятие поправки в конгрессе.
Так «Линкольн», этот протяжный, обстоятельный и порой нудный урок Истории, вдруг оборачивается лекцией о неукротимой силе историй. Это режиссерское решение, конечно, впечатляет. Пока не вспоминаешь о том, что примерно по тому же принципу строились фильмы советской ленинианы.
Но что действительно потрясает в «Линкольне», так это игра Дэниэла Дэй-Льюиса, который с помощью волшебного грима необычайно схож с 16-ым президентом США - в точности портрет с пятидолларовой банкноты. У Дэниэла был трех-летний период в карьере - после мюзикла Роба Маршалла «Девять» он нигде не был занят, и тут такая вспышка.