В фильме В доме мальчик, сидящий в классе на самой задней парте, имеющий склонность к подглядыванию за людьми, начинает писать рассказ о семье своего одноклассника, за которыми наблюдает.
Вот и Озон увлечен жизнью, и именно за ней он внимательно наблюдает, еще и истории про нее рассказывает. А желание человека рассказать историю – естественное и неотъемлемое, к сожалению, даже некритикуемое право.
Франсуа Озон разыгрывает злоключения Клода как бунюэлевскую мыльную оперу абсурда. Но параллельно с проделками юного вуайериста режиссер показывает «улучшенную» его учителем версию событий — и вымысел начинает сливаться с правдой, а фильм из буржуазной сатиры и романа воспитания превращается в нечто посерьезнее — урок деконструкции сторителлинга вообще — причем, что главное, не принимающий себя всерьез и до самого финала притворяющийся мелодрамой.
Концовка оказывается на удивление мягкой для режиссера, хотя на протяжении всего фильма персонажи не перестают нагнетать атмосферу, постоянно твердя о важности финала, который должен быть неожиданным и одновременно единственно возможным. По доброй озоновской традиции, не последнюю роль играют героини – прекрасные и коварные, оставляющие мужчин в состоянии, вызывающем сочувствие.
Черная комедия Франсуа Озона, наглядно демонстрирующая, что порой чужая жизнь становится намного интереснее своей собственной.
В доме" — это как раз фильм Озона-фокусника, непредсказуемый в своей предсказуемости. Начинается он как реалистическая драма из школьной жизни. Затем усиливаются психопатологические нотки. Сначала предполагаешь, что случится бойня на почве классовой — точнее говоря, деклассированной — ненависти, как в "Церемонии" Клода Шаброля. Затем всерьез опасаешься, что Озон приготовил на сладенькое какой-нибудь ужас нечеловеческий в духе "Кинопроб" Такаси Миикэ.
"В доме" частично можно назвать автобиографичной картиной для Озона. Каждый его фильм – это такой же рассказ ученика учителю, где в качестве последнего выступают зрители.
Картину не хочется называть арт-хаусом, хотя и привычным мейнстримом ее тоже назвать нельзя. "В доме" - арт-хаусный фильм не более, чем поздние фильмы Вуди АлленаВуди Аллен (которому Озон не раз кланяется). Ничего странного, авангардного в нем нет, но при этом фильм снят так, как мало кто сейчас снимает.
Эта размашистость, кажется, не идет Озону на пользу: ближе к финалу «В доме» начинает ходить по кругу и заканчивается слишком предсказуемо и невнятно для столь амбициозного замысла. Хотя, если верить фильму, само наличие амбиций, возможно, и важнее их полной реализации.