В фильме Субмарина рассказана история взрослеющего пятнадцатилетнего подростка Оливера Тейта, влюбленного в девушку, а так же мечтающего внести раздор между своей матерью и её любовником.
Это надо самому увидеть, окунуться в необычный и слегка сдвинутый по фазе мир Оливера Тейта. А заодно и посмеяться над смешными взрослыми в исполнении Ноа Тейлора, Салли Хокинс и Пэдди Консидайна. И уйти из кинозала, навсегда оставив в сердце прекрасную Ясмин Пейдж.
Та нежность, с которой Айоэйд выводит своего героя к пониманию этого в безупречно ненавязчивом финале, заслуживает настоящих аплодисментов. То, как в «Субмарине» сочетаются совершенно подростковая необузданная фантазия и взрослое понимание важных вещей, говорит об одном — в полку хороших молодых режиссеров прибыло. Ура, друзья. Вердикт Кочерыжкина — хорошее, умное и честное кино про взросление и первую любовь, к счастью не ограничивающее
«Субмарина» — трогательная и ироничная драма о взрослении. Взросление это, как принято у хипстеров, проходит под аккомпанемент песен Алекса Тернера, а главный герой, конечно, являет собой приближенный к литературному прототипу киновариант Холдена Колфилда. Впрочем, в данном случае Сэлинджером вдохновлялся даже не Айоади — его фильм поставлен по роману Джо Данторна, откуда режиссер утащил безупречно выстроенные диалоги и хрестоматийную трехактную структуру.
Искать изъяны в этой неидеальной и действительно, словно напрашивающейся на критический разнос работе, тем не менее не слишком хочется. Безусловно, начинающий режиссер Айоуади (в это сложно поверить, но он сейчас экранизирует «Двойника» Достоевского) выстраивает фильм на штампах типичного инди.
Если взглянуть на жанр картины, то помимо ожидаемой драмы можно увидеть слово комедия. Она там действительно есть, причем не менее качественная, чем драма. Только юмор тут весьма необычный. Как вы догадались, английский. Причем в самом резком его проявлении. Тут уж, что называется, на любителя. В любом случае, "Субмарина" получилась понятной и честной историей пятнадцатилетнего подростка, который просто хочет найти себя в этом дрейфующем океане под названием Жизнь.
"Субмарину", наверное, стоит сравнивать с "Академией Рашмор" Уэса Андерсона, другим прекрасным фильмом про придурошного юного гения. Они, правда, довольно похожи, но "Субмарина" — картина очень английская. Вместо любимого Андерсоном (и Оливером) Сэлинджера в нем чувствуется присутствие кого-то вроде Джулиана Барнса (хотя, в принципе, фильм снят по роману молодого уэльского писателя Джо Дантхорна). У Эйоэйда нет андерсоновского гротескного лиризма, он гораздо спокойнее и вроде бы обыкновеннее. Но, несмотря на то, что "Субмарина" фильм менее виртуозный, чем "Рашмор", он иногда нежнее, часто — точнее. И хотя это звучит немного смешно — честнее.
"Вы меня не знаете, вы меня совсем не знаете",— причитает герой в одной из принципиальных сцен. "Плавали, знаем",— хочется ответить ему с высоты своего возраста, точнее, с такой глубины погружения подводной лодки, о которой он даже не догадывается, когда рассуждает о том, как будет себя чувствовать в 38 лет.
Субмарина» — не столько кино, сколько книжка-раскладка, ладно скроенная, изобретательно придуманная, изящно разделенная на три части, с прологом и эпилогом. В ней есть куски, снятые на 8 мм, экзистенциальные шутки, немного нелепо звучащие из уст подростков, модная музыка за кадром, портрет Алена Делона, совершенно прекрасная Ясмин Пейдж, которая носит красное пальто, постоянно курит и символизирует мечту юного любителя Годара. А еще маньеристский монтаж, авторские сноски, заплывающие в кадр бумажные кораблики, обмен глубокомысленными взглядами на туманном побережье.
Режиссер-дебютант воспринял задачу комического живописания подростков как естественное продолжение своих опытов по отпусканию шуток в театре и на английском телевидении, и его фильм, что называется, производит ровное благоприятное впечатление.