В фильме Солт на агента ЦРУ Эвелин Солт падает подозрение в том, что она русская шпионка, прибывшая в Нью-Йорк с целью убить президента. Солт бросается в бега и пытается доказать свою невиновность. Чем дольше идёт погоня, тем очевидней становится то, что кто-то ведёт двойную игру, и тем важнее ответ на вопрос: Кто же такая Солт?
Мощный заряд поступательному движению фильма задает постановщик картины Филипп Нойс, который является одним из лучших режиссеров политических триллеров. В «Солт» ему удалось проявить свои умения в полную силу и создать бешеный ритм, в котором приходится двигаться главной героине. Еще одним немаловажным составляющим ленты является яркий визуальный ряд. Так, героиня Анджелины Джоли в силу обстоятельств вынуждена менять внешность, в результате чего она последовательно предстает перед нами в разных образах. Это положительно сказывается на динамике фильма, внося в и без того динамичные сцены яркие краски. Если говорить о месте фильма в фильмографии Джоли, то следует отметить, что «Солт» - очередной виток в карьере актрисы на поприще жанра экшн.
Весь этот комплекс запоздалых, но колоритных отрыжек холодной войны выглядит несколько странно на фоне нынешней политической ситуации в мире, которая разворачивается уже по совершенно другим траекториям. И все это сделано с полнейшей технической безупречностью, на уровне Тони Скотта и Пола Гринграсса – главных современных специалистов Голливуда по части операторско-монтажной изощренности, через зрачок безошибочно точной камеры Роберта Элсуита и под вдохновенную, почти магическую музыку Джеймса Ньютона Хауэрда, по мере необходимости прибегающего к услугам великого Габриэля Форе. Похоже, Филлип Нойс в совершенстве овладел кондитерским искусством превращения любой исходной субстанции в аппетитную дорогую конфетку.
Режиссер Нойс снял немало бестолковых экшенов (вспомнить хотя бы пару его фильмов по Тому Клэнси — «Игры патриотов» и «Прямая и явная угроза») и законы физики старательно соблюдает — что особенно заметно во время сцены автомобильной погони по одному из вашингтонских фривэев, в которой наша (анти?)героиня на полной скорости прошмыгивает между гигантскими грузовиками. Но чем дальше, тем больше Джоли все же кажется комиксной супергероиней, неуязвимой к взрывам и пулям — что только способствует проскальзывающему с финальными кадрами намеку на то, что это только начало борноподобной эпопеи.
«Солт» — такая бесконечная дразнилка, ведущая зрителя за собой, как ослика морковкой, чередой немыслимых, диких и возвышенно-нелепых допущений и поворотов сюжета. В этой цепочке — главное и, в общем, практически единственное достоинство «Солт». Если выключить этот шпионский галлюциноз, то от «Солт» останется до неприятного мало, по крайней мере, для большого летнего фильма с предположительно главной Голливудской актрисой текущего момента. Понятно, при ближайшем рассмотрении вся сюжетная конструкция рассыпается в прах, как вампир на рассветном солнышке. Но те час сорок, что «Солт» идёт, первостатейная ерунда, выдаваемая Уиммером за сюжет фильма, работает идеально и даже вызывает нешуточный интерес. Фокус, то есть, вполне удался. В общем, бодрая правильная глупость на один, но довольно приятный, чего уж там, раз.
Чтобы не вникать в дальнейший сценарный маразм, крепчающий с каждой минутой, скажу лишь, что Солт после признаний Орлова начинает вести себя неадекватно, всем своим видом показывая, что перебежчик оказался прав. Но так ли это на самом деле, выяснится лишь ближе к финалу. Так что скучать, как видите, не придется, особенно на фоне перестрелок и погонь, по которым так соскучились ценители крепких боевиков... Все это хорошо, конечно, если б не фонтанирующий идиотизм в каждой последующей сцене, помноженный на дубовую логику стандартного фастфудовского экшна. Любители поглазеть на стройную фигурку Энджи останутся довольны. В этом фильме она часто меняет свой прикид, появляясь на экране то блондинкой, то жгучей брюнеткой, то вообще в образе чешского офицера (ну, это уж совсем на любителя). Касательно спецэффектов, боевик снят на уровне, хоть и без особых излишеств. В общем, разок посмотреть можно, закрыв глаза на откровенно дебильные стереотипы о русских, способные будоражить тупые голливудские мозги еще не одно десятилетие.
Филлип Нойс, ранее уже снимавший Джоли в боевике "Власть страха", плохо знаком с российской культурой и особенностями - "Солт" не выглядел бы так глупо, если бы режиссер дал себе и сценаристам труд "выучить матчасть". Жанр шпионского боевика со слабым полом в роли сильного подмочил репутацию на старте - громкая высокобюджетная премьера вылилась в снисходительные ухмылки и радостное оживление на боевых моментах. "Солт", в который постановщики экшен-сцен и блистательная Джоли вложили столько таланта и труда, обещал значительно больше. Обидно очень - потому что экшен в "Солте" сделан по-настоящему круто. Джоли большую часть трюков выполняла сама - и что она творит на экране, не передать словами.
«Солт» – нелепый патриотический блокбастер, в котором Анджелина Джоли ходит с русой косой и сражается с русскими шпионами. В лучшие годы в таких фильмах снимался, например, Дольф Лундгрен. Джоли с этой задачей справляется, разумеется, куда лучше, но авторов визуальный аспект героини интересует явно сильнее характера. Если ради чего-то и стоит смотреть «Солт», то ради оскала, с которым героиня кидается на противников, ради улыбки, с которой она стреляет. Для того, что происходит между ее атаками на многочисленных супостатов, не хочется даже выделять место в памяти, поскольку подобного рода патриотические блокбастеры в Америке не снимали, кажется, даже во времена холодной войны. Кроме того, из всей этой патриотической дичи на середине пропадает всякий драйв, а авторы начинают путать непредсказуемость со сценарной беспринципностью, сводящей на нет едва затеплившийся адреналин.
Неизбежный конфликт формы и содержания таится в режиссерском стремлении поддать трагизма, психологизма и мотивации персонажам, которые наиболее органично смотрелись бы в лентах про Остина Пауэрса. Отчаянно идиотский, гомерически смешной, совершенно клинический сценарий Нойс экранизирует с серьезно нахмуренными бровями, словно работает не в Голливуде, а на подмостках Королевского театра. Понятное дело, ему хотелось снять кино о том, что холодная война до сих пор царствует в головах отдельно взятых личностей, но лишив абсурдность присущего ей обаяния, он лишь пробурчал вкрадчивым голосом: «Есть женщины в русских селеньях…». И трудно сказать, что должен почувствовать по этому поводу отечественный зритель.
Постоянно приходится напоминать себе, что это все же не совсем комедия. Поскольку куда чаще чем нервное придыхание "Солт" вызывает явно не планировавшийся режиссером истерический смех. Нет, мы, конечно, ждали от Филлипа Нойса, режиссера отличного "Тихого американца", триллера про русских шпионов, но даже не надеялись, что у того хватит храбрости накрутить в один клубок: похищение детей в специнтернат, целование перстня с Орденом Великой отечественной войны и встречу советских шпионов на манхэттэнскм причале с последующим распитием водки. До сих пор ни Бондиана, ни всякие невыполнимые миссии себе такого не позволяли — регулярно оказываясь на границе запредельного треша, но никогда не заступая на нее так далеко. К "Солту" же в этом смысле остается только один вопрос: почему Анджелина Джоли, а не Майкл Дудикофф? Ответ тоже может быть только один. Нойс снял фильм специально для джоли-фетишистов, имя которым легион — не случайно приехавшую на русскую премьеру актрису чуть не залюбили до смерти.
Такое ощущение, что у голливудских сценаристов забастовка окончательно вынесла даже те немногие мозги, которые у них были. Потому что чем дальше смотришь эти боевички, тем больше кажется, что сценаристы друг с другом заключили пари на тему того, кто напишет как можно более дебильный сценарий. Джоли мне тут не понравилась - не знаю, в сюжете ли дело или просто уж совсем глупо это все выглядело.
При просмотре возникает чувство… ностальгии по старым добрым антисоветским триллерам и боевикам про наших коварных шпионов и «агентов кагебе»1: во времена существования СССР они хотя бы имели смысл! Такой шедевр кинематографической мысли, как «Солт» оставляет далеко позади небезызвестные политическо-параноидальные опусы, снятые в угаре «рейганомики».
Нужно отметить, что если бонавентурины экзерсисы обычно бывают бардачными и непонятыми, но достойными любви, то на этот раз получилось мало что бардачно, так ещё и пусто, холодно и ни о чём. Если бы не Анна Чепмен и её тёзка по фамилии Ферманова, смотреть на это всё было бы и вовсе невозможно, потому что ради двух энергичных эпизодов терпеть виммеровские сюжеты — это уже слишком.
Ладно, вы вняли предупреждениям и пошли на сеанс изрядно навеселе и с частично атрофированным мозгом (опытные синефилы знают, как временно снижать себя IQ в несколько раз). Будет ли на что посмотреть? И не надейтесь. Одно неординарное использование предмета женского нижнего белья и управление автомобилем посредством тазера — слишком бедно на наш набитый экшеном глаз. Очевидно, что серийная мамуля Джоли уже оттомбрейдствовала своё — ей не ставили какой-нибудь забористый боевой стиль, поэтому мордобитие не внушает, да и снято препаршиво. Стрельба и разнообразная порча движимого и недвижимого имущества — ничего такого, чего бы не было раньше. Да и в чём смысл действия, снятого по принципу "тот же Том Круз, но с уже давно не сексуальной дамой в главной роли"? До чего докатился мир: Анджелине больше не хочется вдуть, а на экшен-триллер с её участием хочется положить с прибором.