Мультфильм Первый отряд - это фантастическая история противостояния в 1942 году двух секретных оккультных военных ведомств: немецкого Аненербе и русского 6-го отдела. Немцы с помощью магии вызывают дух магистра ордена Меча, погибшего в Ледовом побоище, и тот начинает собирать вокруг себя армию демонов. Советская разведка подключает в ответ своего лучшего агента 14-летнюю девочку Надю, и та оживляет убитых в начале войны пионеров, чтобы вступить в бой с силами зла.
Суровая история Великой Отечественной войны и сумасшедший стиль манги, лихо скрещенные новаторами Михаилом Шприцем и Алексеем Климовым (которые в своем роде - наши Невелдайн и Тейлор), породили странный симбиоз, бьющий рукоятью катаны по органам восприятия. Авторы мультика сумели не просто совместить чужеродные один другому жанры, но и проделали это так ловко, что их творение умудряется воздействовать на зрителя с той же силой, что и лучшие образчики каждого из совмещенных жанров в отдельности. Это опыт не без недостатков, но по своей дерзкой храбрости и искусной палитре впечатлений этот мультик словно клинок огромной точности, остроты и мощи - острие меча.
Это первое кино про Великую отечественную, явным образом опередившее современную русскую словесность, пока что не знающую, как применять к этой важной теме новые культурные коды (одним из которых и является жанр фантастического аниме, в котором сделан фильм). Разговоров про "поругание национальной памяти чужеродным языком" возникнуть не должно точно, и это тоже важно: мировая культура разговаривает сейчас именно на таком. Во-вторых, в нашей местной народной мифологии "Первый отряд" — единственный пока пример высказывания о героическом прошлом, который не нужно объяснять на пальцах людям, не знакомых с Мальчишом-кибальчишом, про которого местный наш народ уже не помнит тоже. Главная анимация сезона.
Придуманный московскими культурными авантюристами Михаилом Шприцем и Алексеем Климовым и нарисованный приличной японской студией «4°C», «Первый отряд» вызывает ряд законных вопросов с точки зрения искусства мультипликации (и больше все-таки похож на пилот интересного сериала, чем на самостоятельное кино), но лихость концепции в данном случае вполне извиняет формальные недостатки. Параллельная советская история, любимое поле шизофреников и постмодернистов, в постсоветское кино прорывалась до обидного редко и в основном с черного хода. В этом плане чужеродное аниме оказалось идеальной попсовой оберткой, позволяющей лезть в любые дебри, не рискуя быть побитыми камнями.
Романтизация советского прошлого дело скользкое, но режиссеры с ней справились, создав свое собственное художественное пространство, населив его множеством колоритных персонажей, но добрая половина не получила никакого развития. Ругать создателей за это, если честно, дело неблагодарное, поскольку уже то, что есть, приносит сильно превосходящее цену билета удовольствие.
Самыми интересными элементами «Первого отряда» стали вставки, во время которых живые актёры, изображающие психиатров, историков и ветеранов, пытаются доказать, что всё, происходящее в мультфильме, основано на реальных событиях. Вот эти сценки – они настолько идиотичны, что это действительно забавно. Сам же фильм, увы, даже не смешон – он пуст. С тем же успехом можно час смотреть на чистый лист бумаги.