Фильм Океаны - это документальная экологическая драма, снятая в разных уголках земного шара. Медитативное и захватывающие путешествие в подводном мире, которое откроет многие исчезающие чудеса океанов.
«Океаны» прошли свой долгий путь от глобального замысла режиссеров до больших экранов по всему миру. Сам Жак Перрен так комментирует идею проекта: «Мы не писали никакого сценария, мы сами шли за океаном. Он подсказывал нам, он показывал нам. Так рождалась наша картина – с ее конфликтами, с ее драматургией. Так у нас получился балет стихии. Или даже опера стихии». Поначалу такая позиция может показаться слабой и неперспективной. Но после просмотра «Океанов» ты уже сам себе кажешься слабым и неперспективным – настолько потрясает тебя этот балет, эта опера самой мощной стихии на нашей планете.
«Океаны» – потрясающей красоты экологическая агитка, в которой авторы «Птиц» спускаются под воду. «Океаны» и есть блокбастер, и документальным это кино назвать язык не поворачивается в силу его очевидного художественного совершенства. Ну да, отчасти фантастическая картинка создается за счет хитрых приспособлений, вроде подводного вертолета или искусственной подсветки, усугубляющей кристальную прозрачность водной толщи и подчеркивающей красоту каждого героя. Но вот как из всех этих полчищ, как их называет закадровый голос, удалось сделать понятных человеческому разуму персонажей… Видно авторы знают какое-то особое рыбье слово. Разумеется, идиллическими картинами все не ограничивается. Главное отличие «Океанов» от «Птиц» заключается в том, что если в прошлом фильме Перрен и Клюзо, по сути, предлагали почаще смотреть вверх, то на сей раз вызывают зрителя на серьезный разговор.
«Океаны» Жака Перрена и Жака Клюзо – это не банальное призвание беречь природу вроде «Home» Янна Артюса-Бертрана. И не простенькая история в духе бессоновской «Атлантиды». Трудно назвать этот фильм и поиском внеземного разума, как кэмероновскую «Бездну». Но, тем не менее, «Океаны» есть с чем сравнивать. Из-за масштабности, визуального ряда и смысловой нагрузки картина больше всего напоминает «Космическую одиссею». Кроме того, после просмотра осталось устойчивое ощущение, что именно так выглядел бы «Искусственный разум», если бы за его реализацию взялся Стенли Кубрик.
От Перрена и Клузо требовалось тут выдумать что-нибудь такое, что перекрыло бы одним махом круглосуточные аквариумные сериалы а-ля Кусто, транслируемые по спутниковому телевидению. У французов это получилось, пусть и не за счет рекордного числа шокирующих воображение кадров (подумаешь — летает в воздухе дельфин), а скорее большого эпического ритма, налагаемого режиссерами поверх чисто видовой документалистики, все время мутирующей у них в сюрреализм.
Грандиозные торнадо рыбьих косяков сменяются сценами охоты дельфинов, могучие киты грациозно выпрыгивают из воды, мерцающие медузы стаями подымаются из пучин, коварные осьминоги атакуют из засады. Великолепное зрелище! К тому же у авторов картины имеется уникальный талант показывать животных так, словно те заправские актеры и нарочно разыгрывают перед камерой всяческие сценки. Право, стоит разок забыть о боевиках, комедиях и мелодрамах, дабы насладиться менее традиционным кино вроде «Океанов» — могучим гимном морской стихии. Гимном, который может оценить лишь тот, в чьих силах также, к сожалению, прервать эту симфонию жизни навсегда. И это, конечно, Человек.
Французы Жак Клузо и Жак Перрен уже работали вместе — вы наверняка видели в каком-нибудь суши-баре их документальный блокбастер «Птицы» о непростой судьбе перелетных птиц. В «Океанах» тандем режиссеров окреп и осмелел — на этот раз они не столько изучают природу в духе дроздовской телепередачи, сколько пытаются своим фильмом высказаться в ее защиту. И делают это прямо-таки с гринписовским отчаянием. Возможно, Клюзо и Перрен излишне прямолинейны в собственной аргументации, но ведь убедительно же получается.
Несмотря на все это, на «Океанах» мучительно трудно ни разу не уснуть. Если в «Птицах» потрясало визуальное открытие по-настоящему никем не виданного механизма полета, то в «Океанах», слава Кусто и аквариумам, мы все так или иначе уже видели, пусть и в десять раз менее красивым. Одно только восхищение перед терпением и изобретательностью авторов не спасает от накапливающегося раздражения от полного отсутствия во всей этой красоте структуры, из-за занудного пафоса закадровых комментариев (что-то про океан, улыбающийся небесам) и не знающего удержу авторского упоения собой (иначе почему мы десять минут кряду смотрим на белых медведей и пингвинов?) — так что ближе к концу «Океаны» оказываются настоящей демьяновой ухой.