В фильме Мушкетёры молодой д'Артаньян и трое его новых друзей противостоят злодейским планам Миледи де Винтер, герцога Бэкингема, кардинала Ришелье, а так же его гвардейцам. Так между мушкетёрами и Дартаньяном зарождается дружба, а между ним и юной королевой Анной - первая любовь.
Андерсон с самого начала фильма «залепляет» экран всевозможными фантастическими новинками, несвойственными тому времени. Однако насыщенность экшеном, спецэффектами и сражениями (стычка Д’артаньяна с Рошфором на крыше) достойна похвалы. Великолепная музыка Пола Хаслингера дополняет картину. Экшен-версия «Мушкетёров» подходит для любителей юмора и приключений. Правда, в этой киноленте не хватает уже до боли родных «Каналья!» и «Тысяча чертей!».
Будь «Мушкетёры» хотя бы на микрон серьёзнее, они стали бы оскорбительны как по форме, так и по содержанию. А так — ну что с дурачка возьмёшь? Показушная несерьёзность делает фильм не просто смотрибельным, но и зверски развлекательным. Актёры не напрягаются, но и не халтурят — профессионально валять дурака тоже нужно уметь. Короче говоря, «Мушкетёры» твёрдо стоят на принципе, что иногда веселье способно быть необременительно примитивным и в хорошем смысле глупым. Главное, чтобы не было ни следа скуки.
Очень глупое, но довольно динамичное и временами эффектное зрелище, которое даже можно посмотреть, если требуется чистое развлекалово. Вот развлечь - оно все-таки развлечет.
У авторов фильма все так закручено вокруг непотопляемой миледи, то, возможно, в следующей серии (а что она будет — финал "Мушкетеров" сомнений не оставляет) они сосредоточатся на ее карьере, решив, что с ее-то умом, красотой и физподготовкой она заслуживает гораздо большего, чем грязная и утомительная работа двойного агента у Ришелье и Бекингема. А для упрямых и не понимающих шуток педантов, которые могут возразить, что написано-то у Дюма совершенно другое, в "Мушкетерах" заготовлен безапелляционный, как удар клинка в бок, ответ, когда Рошфор (Мадс Миккельсен) говорит наивному Д'Артаньяну во время решающего поединка на крыше Нотр-Дама: "Знаешь, в чем твоя ошибка? Ты начитался книжек и поверил в то, что там написано".
Модернизируя сюжет, авторы картины делают не буквоедскую экранизацию, не очередное постмодернистское переосмысление, а залихватскую вампуку по мотивам, отражающую при этом суть произведения Дюма. Надолго создателей, разумеется, не хватает. Пол Андерсон — по-прежнему до невыносимости плохой рассказчик. За какую тему бы ни брался этот по-своему уникальный режиссер, он всегда остается похожим на маленького ребенка, который радостно запинается, перескакивает с мысли на мысль и энергично машет ручками прямо перед твоим лицом, пытаясь впопыхах пересказать сюжет любимой книжки.
Получается довольно странная конструкция — абсолютно, до мозга костей традиционная экранизация «Трёх мушкетеров», которую периодически по необъяснимым причинам вдруг сносит во что-то вроде дурацкой, титанически раздувшейся компьютерной стрелялки по мотивам приключений героев Дюма. И так почти два часа, как на качелях — туда-сюда, туда-сюда. Признаться, некисло укачивает. Вердикт Кочерыжкина - ещё одни «Три мушкетера», более высокотехнологичные, чем обычно, но в остальном непонятно зачем нужные
Местами красивому, местами захватывающему, но по большей части бессмысленному (и беспощадному) порождению Андерсона стоило бы взять за основу какой-нибудь менее именитый источник вдохновения, дабы не порочить память писателя. Вообще, все это чуть лучше смотрелось бы обособленным; если бы Андерсон не стал паразитировать на образах мушкетеров и д’Артаньяна, картина бы от этого немного, но все же выиграла.
Недостатки этого фильма можно перечислять целую вечность, пока язык не свернется трубочкой и гланды не завяжутся узлом, но было бы нечестно не отметить целых три позитивных момента. Первый: очень качественный антураж и добротные декорации вызывали одобрение – погружение в атмосферу средневековой Франции прошло очень на высоком уровне. Второй: хорошие актеры, которые играли не блестяще, но вполне добротно, чтобы заслужить наше с вами одобрение. А третий вытекает из второго: хороший экшн, а особенно фехтовальная подгтовка актеров. Это единственный момент, который проработан режиссером на отлично.
С духом произведения все в порядке, поскольку нагромождением бесстыдной небывальщины фильм напоминает именно что застольную мушкетерскую байку. Миледи – а именно она в картине главное действующее лицо – блестящей золотой рыбкой скользит между пулями и мужчинами – и те, и другие замирают в почтительном рапиде. Леди Уинтер не горит в огне, не тонет в воде и, уж конечно, является для зрительниц куда более притягательной ролевой моделью, чем дворцовые клуши Констанция Бонасье и Анна, скромный сюжетный удел которой – ждать от короля супружеской погоды.
В игрушечном стим-панковском мире Андерсона нет места ни для лилльского палача, ни для исповеди Атоса, ни для убиенной Констанции. Зато, конечно, есть место для миледи (которую, вполне ожидаемо, муж-режиссер раздевает в кадре до чулок). Нельзя не признать, что Миллу Йовович и правда жалко было убивать (слишком уж ей идут глубоко декольтированные платья). о все-таки и лучше, и правильнее было бы назвать фильм, например, «Обитель зла: Начало». И фанаты Миллы остались бы довольны, и поклонникам Дюма не пришлось бы выбегать из зала, держась за сердце.
Андерсоновские "Мушкетеры..." удивительным образом рифмуются в смысле своей клюквообразности с отечественными. Режиссер и его сценаристы не придумывают своего сюжета на основе старого, а аккуратно следует первой части приключений гасконца и трех усатых мужиков — той, в которой Д'Артаньян приезжает в Париж, дерется вместе с мушкетерами против гвардейцев и, чтобы спасти честь королевы, скачет вместе с ними же к Бэкингему за подвесками королевы. Авторы вносят разве что аккуратные поправки — Миледи когда-то была заодно с мушкетерами и помогала им спасать честь страны, а Бэкингем — злодей и хочет захватить мир при помощи дирижаблей.
Со всей очевидностью намерения авторов раскрываются в тот момент, когда герцог Бэкингем появляется из огромного дирижабля, нависшего, точно грозовая туча, над Версалем, и последующие захватывающие сражения в воздухе, где вместо шпаг заговорят пушки, представляются практически неизбежными. Увы, достигнутый уровень зрелищности, резко усиленный благодаря формату 3D, не оправдывает изменений, вынужденно внесённых в знакомую наизусть интригу, тем самым – безнадёжно исковерканную и упрощённую.
Андерсон не умеет шутить. Или забыл, как это делается. Если «Мушкетёры» забавны и даже рассмешили — это заслуга актёров, а не его. Харизмами здесь блещут едва ли не в каждом кадре — даже «красивый мальчик» Лерман смотрится достойно. Весь главный актёрский состав кривляется и клоунадит с серьёзной миной, с переменным успехом отвлекая от мыслей, что цирк не смешит, что смысла нет даже на животном уровне, что «Мушкетёрами» движет исключительно безумие, а единственное, наконец, что движет тобой — любопытство и неверие в то, что из книги Дюма можно сделать такой дурдом.
Зачем Полу Андерсону понадобился роман Александра Дюма отца? И почему фильм демонстрирует столь пренебрежительное отношение к классику, к приключенческой литературе? Ведь именно она, а вовсе не Шекспир-Толстой-Бальзак выполняют в мире важнейшую миссию. Приключенческие романы, в том числе и Дюма, прочитываются в более раннем возрасте. И именно тогда подростки получают дополнительные уроки чести, храбрости, благородства. Но авторам фильма «Мушкетеры» эти мотивы оказались не нужны, а те крупицы, что остались, оказались погребены под скучными компьютерными дирижаблями.