Фильм Мастер и Маргарита 2024 (ранее - "Воланд") по роману Михаила Булгакова развернётся в Москве тридцатых годов. Один известный писатель внезапно на пике своей популярности оказывается в центре громкого скандала, в результате чего мгновенно становится изгоем общества. Спектакль по его пьесе решено снять с репертуара театра, коллеги его избегают и не общаются. Но внезапно он знакомится с Маргаритой, ставшей для него музой, источником нового вдохновения, в результате чего мужчина берётся за новый роман, вписывая туда персонажей из своего окружения, а за образ Воланда взяв недавно приехавшего в город иностранца.
Локшину удалось то, что получается сделать в мировом кинематографе крайне редко – он экранизировал роман, который знают все, с таким вниманием к деталям, пиететом к первоисточнику и главное – со своим авторским прочтением, что представить иного «Мастера и Маргариту» просто невозможно. Публике явлено «седьмое доказательство» того, что большое кино не имеет национальностей и политической окраски – только автора. Оно обращается ко всем вместе и к каждому в отдельности.
Трагическая история человека, раздавленного сапогом эпохи. В стране, где жильцы пропадают из собственных квартир, а за неугодные слова, которые еще вчера говорить было можно, рискуешь попасть в закрытую психиатрическую больницу. Где люди живут в придуманном светлом будущем и упорно разрушают настоящее. Где человек, которого ты считал другом, доносит на тебя. Где нет Бога. Что, в Дьявола вы тоже не верите? Да вот же он – оглядитесь вокруг.
В этом фильме все, от сценария до монтажа, говорит о больших талантах, первыми в нашем кино укротивших самый таинственный русский роман.
Обладающее ярким стилем большое кино о силе любви и о том, что даже в тяжелые времена лучше обращаться к творчеству, чем к дьяволу. И о том, что если ваша работа сделала счастливее хотя бы одного человека, она уже была не зря. А что до дьявола — если вы ему понадобитесь, он сам вас найдет и сам всё вам вручит.
Безусловно, одна из лучших экранизаций классики ХХ века за последние годы, зрелище, поданное с безупречным чувством стиля, смелостью (местами неожиданной) и великолепно продуманной масштабностью.
Экранизация одного из самых популярных романов XX века, не растерявшая достоинств оригинала и не утратившая его мрачной злободневности история о творчестве, власти, любви и свободе.
Если как-то оценивать фильм в целом, то мне, если честно, вообще не хочется оперировать категориями «хороший» и «плохой». Главное – он впечатляет и не оставляет равнодушным, что могу подтвердить на собственном примере, и что хорошо видно по людям, выходящим из зала. Новая версия «Мастера и Маргариты» стала масштабным событием общественной и культурной жизни страны, которое заставило о себе говорить и вызвало широкий резонанс в самых разных кругах, в том числе далёких от киноискусства. Ну и кого-то, быть может, она сподвигла ещё раз перечитать великий роман, дабы сверить увиденное на экране с первоисточником. В этом ведь тоже одна из задач подобных фильмов.
Фильм не лишён недостатков. Местами он скомканный, линию Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри задвинули на третий план. Из-за обрывочного повествования я не уверена, что сюжет точно поймут те, кто не читал книгу. А ещё я в негодовании, что у персонажа Кота Бегемота забрали почти весь юмор и мою любимую цитату «Помилуйте, королева! Разве я позволил бы себе налить даме водки?». Но мне не хочется концентрироваться на недостатках. Это вдумчивая работа режиссёра. Это полная отдача актёров. Это во многом терапевтическая для нас сегодняшних история. Свита «чёрного консультанта» снова с блеском проделала свою работу.
Общее впечатление — сугубо положительное. "Мастер и Маргарита" Локшина — все еще не замена книге (но тут без претензий, ибо цель недостижима), зато насыщенное в каждой секунде кино, прекрасно дополняющее и оживляющее свою основу. Не настолько радикальное, чтобы казаться дерзким, но достаточно смелое, чтобы разобрать классику на кирпичики и переставить в другом порядке — и при этом все равно собрать цельную картину, которой просто эстетически приятно наслаждаться.
На экране, к счастью, не просто иллюстрация всем известного текста, а авторская фантазия на заданную тему. В пересказе придание Мастеру сходства с Булгаковым звучит пошловато, однако в фильме это исполнено вполне изящно
«Мастер и Маргарита» Локшина — это кино о природе власти и вечно спорящих с ней художниках. «Это про сейчас» звучит фраза из уст Алоизия. Причем заседание Союза писателей прямо названо Чистилищем, ад — сама горящая Москва, и «Нам не нужен больше рай, мы поедем в Крымский край» — религиозная тема смело просвечивается через атеистическую столичную жизнь.
Пожалуй, самой большой удачей стал визуальный образ фильма. Витиеватый и почти романтически взвинченный стиль романа довольно удачно рифмуется с намеренно холодной, парадной, и в то же время игрушечной архитектурой футуристической Москвы, для создания которой постановщики использовали альтернативные проекты Дома советов и других утопических проектов 1920-30-х, эскизы конструктивистов, их ритмичные линии и спрямленные силуэты.
Фильм впечатляет как художественной, так и актерской составляющей — от Аугуста Диля, который стал большой удачей каста, сыграв Воланда, до тандема Евгения Цыганова и Юлии Снигирь, благодаря которым в химию между Мастером и Маргаритой веришь безоговорочно.
На фильм стоит сходить тем, кто любит роман, чтобы увидеть необычное прочтение и эклектичную эстетику. Кому книга не нравится, тоже смогут получить удовольствие от кино, так как оно отходит от оригинала. По этой же причине не стоит подменять чтение книги просмотром фильма.
Локшин и Кантор весь фильм талантливо балансируют на грани двоемыслия. Отсюда и постмодернистские методы с бесконечной вариацией трактовок. Сюжет этой «Мастера и Маргариты» можно прочитать по-разному: возможно, сумасшедшему Мастеру всё привиделось; события — авторская фантазия писателя-аустайдера из идиллических советских 30-х; может, нам просто показали красивую историю любви или тёмную сказку про Сатану и его свиту. Чёрт его разберёт. Каждый зритель увидит своё, а на неочевидные социальные подтексты многие наверняка и не обратят внимания.
Настоящее искусство, каким является эпохальный роман Булгакова (и к чьему статусу небезуспешно стремится приобщиться кинолента Локшина-Кантора), всех и вся переживёт: и авторов, и зрителей, и судей, и подсудимых, и желчных критиков, и сладкоголосых подхалимов.
Третья экранизация романа Булгакова получилась амбициозной и небезынтересной, но она уступает первой по наглости прочтения, а второй — по цельности и верности первоисточнику.
«Мастер и Маргарита» всегда был романом фантазий, домыслов и запретов. Связанных не только с социальной или общественно-политической ситуацией, но и, как бы это ни банально звучало, с любовью, которая в нынешней экранизации, к сожалению, завуалирована порой не меньше изображения, находится где-то на углах тех самых обугленных рукописей, которые не горят. Но которые все-таки могли бы дать надежду, а не приговор.
Нарратив то проваливается в омут рукописи (которая, конечно, не горит), то выныривает из фантазий Булгакова в помпезную Москву с дирижаблями, вечерами джаза, балами в нехороших квартирах и нереализованными архитектурными проектами СССР.
Пожалуй, визуальное пиршество мешает разглядеть восхитительный каст фильма, прислушаться к героям и рассмотреть многоуровневые подсмыслы сюжета. Хотя, может быть, что это и неплохо. Так школота захочет посмотреть картину с бюджетом, согласно данным «КиноПоиска», в 1,2 миллиардов рублей и спецэффектами, позволившими оживить кота Бегемота, а не переодевать актёров в глупейшие костюмы.
Локшин позволил себе многовато вольностей. Но если готовы увидеть самостоятельное произведение, а не придаток к роману, запланируйте поход в кинотеатр – вам наверняка понравится.
Достойное отечественное кино, которое всеми силами пытается развлечь аудиторию. И отчасти это удаётся благодаря богатому визуалу, неплохим спецэффектам, отличной актёрской игре и экранизации отдельных фрагментов романа Михаила Булгакова. Однако это лишь произведение по мотивам, а не полноценная экранизация. И это надо учитывать.
Экранизации не хватает юмора. Ведь это все же сатира, и роман Булгакова популярен в том числе потому, что искрометно остроумен. В картине же сработала лишь одна шутка — и та про колхозы.
«Мастер и Маргарита» Михаила Локшина – не экранизация романа Михаила Булгакова, а фантазия на тему истории писателя. Проще говоря, помпезный фанфик формата «Что, если… Мастер сошел с ума и запутался?» С одной стороны, эксперименты и «новый взгляд» освежили историю. С другой, до явно вожделенного для авторов звания дерзкого эксперимента фильм не дотягивает.
Вся евангельская линия сведена к двум-трем декоративным эпизодам, включенным будто бы для галочки. А вместе с ней картина лишается и философско-экзистенциальных смыслов первоисточника, превращаясь в хронику совершенно материального и очень узнаваемого мира, где люди любят деньги, доносят друг на друга, колеблются в соответствии с указаниями вышестоящих инстанций, ходят на почти обнаженные вечеринки и на всякий случай извиняются до и после. Снято это все, спору нет, красочно, нарядно и с размахом. Как говорят в самом фильме, проделана большая работа.
Несмотря на старания авторов упаковать роман в 2 часа 37 минут экранного времени и избавиться от всего, что им кажется несущественным, некоторые эпизоды и персонажи выглядят лишними.