Сюжет фильма бесподобен. Это самый лучший из «Криков», и тут дело не в количестве трупов и изощрённости убийств. Ещё никогда у Крэйвена не было таких неожиданных поворотов сюжета и столь блестящего финала. Но особенно хорош текст. Монологи и диалоги увлекают гораздо сильнее потоков крови. «Крик 4» можно слушать как лекцию по истории и современному состоянию жанра. Его просто-таки можно крутить на кафедре сценарного или режиссёрского искусства. А может быть даже на кафедре философии в университете. «Мне не нужны друзья. Мне нужны фанаты». Это ли не краткое резюме современного медийного мира? Да, Крейвен, не стесняясь, издевается над самим собой. А значит, имеет полное право издеваться и над другими. И делает это блестяще. Короче, как говорит один из персонажей: заткнись и смотри кино.
Отчетливо осознавая, что сегодня ни один зритель не воспримет четвертый «Крик» всерьез, режиссер Уэс Крэйвен сотворил не столько хоррор, сколько образцовую карикатуру на масскульт — причем, как это часто бывает, более обаятельную и человечную, чем непосредственно сам объект высмеивания. Крэйвен, что бы там не говорили, снял до невозможности олдскульное кино, которое лишь заигрывает с новой формацией как таковой.
Не часто встретишь жанровое кино, которое с порога заявляет, что жанр, по сути, давно покоится на свалке, а по факту — вообще реликт. Заодно признаёт все его несовершенства касательно сюжета, персонажей и их переживаний, а потом — образцово-показательно повторяет эти ошибки. Потому что иначе никак, только так — по привычным ухабам, но с улыбкой на лице и с уместной штукой-прибауткой в нужное время и в правильном месте. И тут как бы сама собой рождается мысль — «Очень страшное кино» снимали не те люди, пародию следовало доверить Уэсу Крейвену по причине превосходящего на несколько голов чувства юмора.
В целом традиции оригинала тут чтут в лучшем виде. Местные гики анализируют свои шансы с поправкой на самые последние тенденции в ужасном кинематографе. Новый «Крик» оказывается более веселым и более точным подражанием оригиналу, чем все его пародии и сиквелы, вместе взятые. Что же касается собственно оригинальности – не стоит ее искать в фильмах с порядковым номером в названии. Правило номер четыре.
Уэс Крейвен определенно держит марку. "Крик 4" куда лучше крайне слабой третьей части и вполне держится на уровне с первыми двумя. Очень ловко подхватив современные тенденции жанра хорроров, создатели с блеском их высмеивают, пускай порой и сами втаптываются в те же грабли. Возможно, юморной составляющей здесь действительно много, но если впечатления после просмотра остались исключительно положительными, думается мне, не стоит и жаловаться.
После ряда не слишком удачных опытов последних лет Уэс Крейвен вернулся к старым, проверенным вещам – к тому, что лучше всего у него получается: саркастичному, компетентному, мускулистому постмодернистскому триллеру. С умело дозированной резней, насыщенной знанием истории кино и бескомпромиссной рефлексией по поводу происходящего. Четвертая часть «Крика», пожалуй, лучшая во всей тетралогии. Само вещество фильма, помимо крепкого сложения, демонстрирует образцовое владение предшествующим кинематографическим материалом, финальный же монолог главного убийцы – одна из наиболее точных фиксаций современной картины мира. Тем не менее Уэс Крейвен и сценарист Кевин Уильямсон, перезагрузившие бойню в Вудсборо и вдохнувшие в нее изрядное количество творческой энергии, так и не вышли на обещанный новый уровень. Все-таки «Крик-4» – это еще слишком «старая школа», это еще мир до «Пилы».
Крейвен такой же уникальный человек, как и его фильмы. Несмотря на неудачи, он сумел вернуться в прежнюю форму. И ему в этом не в последнюю очередь помогло возвращение к любимым персонажам. Режиссер прекрасно понимал, что он не сможет в наше время сделать фильм по старым правилам. Бурное развитие технологий диктует свои условия, и Крейвен прекрасно их уловил.
Кому не знать, чем грозит создание сиквелов и римейков, как ни старине Крэйвену. Понимая все риски очередного продолжения, режиссер и сценарист делают беспроигрышную ставку на юмор, без которого в сегодняшней жизни никуда. «Крик 4» - это в первую очередь пародия на предыдущие «Крики» и вместе с ними на всю цепочку известных американских фильмов ужасов. Но жанр пародии вместе с тем не захватывает пространство хоррора. Каждое убийство происходит столь же неожиданно и с такой же виртуозной жестокостью, как это было и в предыдущих фильмах дуэта Крэйвен-Уильямсон. И под черным плащом убийцы, конечно, скрывается тот, кого ты меньше всего подозревал. Поэтому поклонники жанра могут не беспокоиться. Едва ли кто-то выйдет из зала разочарованным. 70-летний мастер ужасов не сдал позиций. Но вместе с пародией и ужасами в фильме органично соседствует и глубокая драма.
Учитывая то, как аккуратно Крэйвен со сценаристами свернули все события трилогии в прошлой финальной части, ключевой вопрос к четвертому «Крику» был, конечно, не только «зачем?», но и «как?» В новом фильме Крэйвен на паях со сценаристом оригинального фильма Кевином Уильямсоном находят на эти вопросы если не самые сногсшибательные, то хотя бы довольно убедительные ответы. Что-то похожее, в принципе, можно сказать о «Крике 4» в целом - нового велосипеда Крэйвен с Уильямсоном точно не изобрели, но и доброе (или, наоборот, злое) имя старого тоже вроде не опозорили.
Герои нового "Крика" предпочитают "Удар ножом", поставленный по мотивам событий в Вудсборо. Однако свое мнение у них есть на счет почти каждого из выходивших в последние годы ужастиков. Более того, эти, все как один, киноманы, привычно меряют свои собственные шансы на выживание по законам тех хорроров, которые смотрят. Они постоянно заигрывают с нами, зрителями, но так никогда и не решаются заговорить. Собственно, именно эта "мета"-составляющая (а вовсе не маньяк в дешевой маске для Хэллоуина) и делала прежние фильмы такими особенными. Ей же остался верен Крэйвен и в новом "Крике". Новое поколение старшеклассников, предоставляющих свои тела для иллюстрации обновленных законов жанра, играют разные приятные молодые люди чье самое деятельное участие сводится к тому, чтобы проявлять уважение к ветеранам. И тут бы самый момент упрекнуть Уэса Крэйвена в самопародии. Однако и в первом фильме он глумился над своими героями довольно нещадно.
Крейвен, ответственный за изрядную часть классики ужасов, продолжает, так сказать, оттачивать жанр. Хотя, кажется, придумал уже все, что можно. А его постоянный соавтор по «Крикам» сценарист Кевин Уильямсон ввел моду на постмодернистские хорроры, в которых персонажи — школьники-киноманы — знают назубок, как ведут себя в подобных фильмах убийцы и жертвы. И пытаются использовать знание этих правил, чтобы выжить. Или, напротив, убивать. В новом «Крике» этот мотив докручен уже до абсурда. Тут постоянно спорят, надо ли следовать законам классического хоррора или учитывать новые стандарты жанра по принципу «сделай наоборот». Крейвен знает толк в этих шутках и в четырех случаях из пяти старается обмануть любые ожидания зрителей (не говоря уже о героях).
Неужели «Крик 4» обернулся полным разочарованием? На удивление – нет. Более того, картина, ознаменовавшаяся торжественным возвращением кинодраматурга Кевина Уильямсона, заметно превосходит вторую и третью части, будучи отмеченной печатью искреннего стремления выйти за рамки банального подражания оригиналу. Уже по трёхуровневому прологу несложно понять, до какого состояния довели бедных кинематографистов всезнающие киноманы, загодя догадывающиеся о нетривиальных сюжетных ходах и обожающие рассуждать об эволюции, принципах и ограничениях жанра.
Картина получилась своего рода перезагрузкой первой части, но оригинал взят лишь за едва различимую основу. Новый фильм Уэса Крэйвена стал заметно суровее по части экранного кетчупа, и в то же время в нем расширена и углублена комическая составляющая: герои не только ссылаются на классику молодежного хоррора, но и с подкупающей самоиронией размышляют о римейках и жанровых клише. Впрочем, последнее им удается с трудом. Зачастую смакуются слишком уж очевидные вещи, способные вызвать разве что тень улыбки. В фильме нет откровенного стеба, как в «Очень страшном кино», нет и ярко выраженного стремления к самопародии, как это было в третьей части того же «Крика». Юмор по большей части образовательный, несколько скучноватый. Одним словом, «не жгут».
Появление новой главы знаменитой хоррор-франшизы приурочено к пятнадцатилетнему юбилею с выхода первой части — и трудно отмахнуться от мысли, что Уэс Крэйвен пытается продолжением своего главного хита 90-х реабилитировать несколько зачахшую в нулевых карьеру. Поэтому герои фильма появляются в золотом составе, а сюжетные твисты позаимствованы у предыдущих трех фильмов — иными словами, проигрываются на бис.
Франшиза, умершая еще после третьей части, превратилась в очень даже труп, а к четвертой этот труп начал очень серьезно пованивать. Признаться честно, ничего хорошего лично нами от фильма не ожидалось, но то, что нам довелось лицезреть, превзошло самые смелые ожидания и поразило нас до глубины нашей творческой души. Такого говна мы давно не смотрели. Уже с первых минут фильм вгоняет в состояние тоски и грусти. Дальше больше. Весь фильм как навязчивая карикатура напичкан штампами, из которых более всего к середине картины начинает раздражать звук неожиданности. Абсолютная тупость в поведении героев, если их вообще можно так назвать, повергает в ступор.