В фильме Гарри Поттер и Принц-полукровка ученики шестого года обучения Школы Чародейства и Волшебства Хогвартс пытаются найти способ, с помощью которого можно было бы победить в неминуемо надвигающейся битве с Волан-де-Мортом. Гарри Поттер с помощью учебника Принца Полукровки вместе с Дамблдором и новым преподавателем по зельеварению Горацием Слизнортом пытается разгадать секрет бессмертия темного мага, узнав больше о таинственных крестражах. А в Школе воздух дышит любовью и только один ученик остается вне романтики. Он хочет оставить свой темный след в истории и чувствует, что Хогвартс скоро сильно переменится.
Неожиданно для всех у Йейтса вышел стройный, гладкий, красивый, как чёрт знает что фильм, мрачный и ужасно смешной одновременно. Видимо, работая второй раз подряд в уже знакомой вселенной, Йейтс почувствовал себя намного увереннее — и результат, может, и не сместит с позиции лучшего фильма о Гарри блистательный тандем «Узника Азкабана» и «Кубка огня», но встать с ними рядом, без непременного соревнования, он вполне в состоянии. В «Принце» на первый план вдруг вышли бесконечно забавные подростковые амуры. Вытянувшиеся и страшно похорошевшие юные актеры (а особенно актрисы) добрую половину фильма бросают друг на друга многозначительные взгляды, хихикают в кулачки, мучаются недопониманием, целуются не с теми, с кем положено бы, и совершают прочие милые глупости. Эта чистосердечная мыльная опера на удивление здорово работает в чередовании со всё более мрачными и жесткими магическими приключениями Гарри и профессора Дамблдора.
К шестому фильму сюжетная составляющая в поттериане оказалась окончательно задвинутой на второй план. Ну и правда, с другой стороны, — кто из штурмующих в эти дни кинотеатры не знает, что именно приключится в финале с добрым Дамблдором и чем успокоится широкое сердце Рона Уизли. Силы зла обозначены чисто символически — Темный лорд отсутствует вовсе (если не считать смутного узора в облаках), а его приспешники, появляющиеся пару раз, выглядят нестрашной шайкой хулиганов и ведут себя соответственно: что-нибудь разбивают и с гоготом смываются. Таким образом, герои имеют время и возможность заниматься не постылой защитой мирового равновесия, а чем-то по-настоящему интересным. Мыльная опера? Ну да. Дети подросли — что поделать, если к 15 годам даже самая героическая жизнь начинает сползать именно в этот жанр.
Дейвид Йейтс уверенно продолжил нагнетать страх по случаю возвращения Волан-де-Морта и увеличил число любовных перипетий. И то, и другое привело к тому, что эмоции у героев его фильма хлещут через край. Подросшие, а точнее, выросшие актеры большей частью успешно справились с поставленной задачей. В романтических переживаниях подростков, а также в пристальном внимании к взаимоотношениям Гарри Поттера и Профессора Дамблдора теряется приключенческая составляющая истории. Экшена в фильме не так много, как того бы хотелось. Обилие ретроспектив может запутать зрителей, не читавших роман. Предыдущая картина «Гарри Поттер и Орден Феникса» также отличалась сложным повествованием. Возможно, это главный недостаток режиссуры Дейвида Йейтса. Он делает невозможным просмотр экранизации без предварительного чтения. В остальном к постановщику шестой части претензий нет.
Лучший этот фильм или нет, но определенно самый романтический. Опасности по-прежнему подстерегают участников магического сопротивления, но куда больше все участники поглощены любовными страданиями. Самое странное в "Принце-полукровке" то, что в нем на удивление мало волшебного. Разрушение лондонского моста безобразничающими Пожирателями, самое драматическое зрелище фильма, коротенько мелькает в начале. Непременный матч по квидичу, дуэли на волшебных палочках, уроки зельеварения и прочая непременная атрибутика сериала воспринимается уже как рутина. Но дело, кажется, не только в том, что два с половиной часа фильма переполнены не столько сражениями, сколько отношениями. Что ж, отношения так отношения, романтика так романтика. "Принц-полукровка" явно сделан как вступление к последней части и в этом смысле смотрится вполне комфортно.
«Гарри Поттер и Принц-полукровка» скрупулёзно следует традициям, успевшим сложиться в фильмах-предшественниках, а прежде всего – вносит ощутимую лепту в развитие сформированной мифологии. Весьма удачной (во всяком случае – на сей раз) видится лирическая линия, когда Гарри, Гермиона и Рон вынуждены совмещать спасение мира с… делами амурными. Йэйтс и Кловз не упускают возможности напомнить, что речь идёт именно о молодых волшебниках или, точнее, тех, кто лишь учится искусству чародейства. «Я пытаюсь остаться на светлой стороне, чего и Вам искренне желаю», – заявляет Дамблор Поттеру, выразив в этой ёмкой фразе лейтмотив всего цикла. Неокрепшим юным натурам, осознающим, что пребывают лишь в начале жизненного пути, приходится особенно трудно в тот момент, когда предстоит сделать главный выбор, определив для себя, чему служить: Свету или Тьме?
Да, книжная мрачность, нервозность и, в некотором роде, истеричность помахали читателям ручкой и залегли в спячку — надо полагать, до седьмого и восьмого фильмов. В итоге за так называемую атмосферу в "Принце-полукровки" отвечают ровно две сцены — открывающий 3D-эпизод с нападением Пожирателей Смерти на маггловский город и финальные полчаса, начинающиеся с довольно внушительного похода Гарри с Дамблдором за крестражем и заканчивающийся на удивление трогательным прощанием с одним из ключевых персонажей. Однако поднимать вселенский вой "Всё было не так! Дэвид Йетс изнасиловал наше детство!" — это всё равно что по утрам крыть трёхэтажным матом солнце, потому что оно, дескать, слишком ярко светит в окно и мешает видеть эротические сны. А вот не надо было устраивать спальню с солнечной стороны и жмотиться на жалюзи — ясно?
Cоздатели сказку обещали, а состряпали утомительное вступление к громкому финалу, эдакий фейковый трейлер, который длится два с половиной часа. Однако если вдуматься, можно прийти к вполне утешительному заключению: скрытых рефлексий в «Принце-Полукровке» столько, что ожидания желаемой сказки неуместны. Все-таки она медленно, но верно трансформируется в быль.
Глядя на столь монументальное эпическое полотно, как «Гарри Поттер», тянет закрыть глаза на все возникающие по ходу риторические вопросы. А они имеются. Например, отчего, обладая столь мощной собственной фактурой, персональным миром с массой героев, деталей и выдумок, «Гарри Поттер и Принц-полукровка» нет-нет, да и тащит понемногу из копилки мирового кинематографа. То вдруг фильм скатывается во «Властелина колец» и Дамблдор в огне становится совершенно неотличим от бьющегося с Барлогом Гендальфа, то неожиданно появляется сцена в духе японского хоррора. Или же другой вопрос: кто будет смотреть «Принца-полукровку», а главное, две следующие части, когда уже сейчас фильм решительно запутался в возрасте зрителя. Это кино совсем не детское, ведь на экране здоровенные лбы, которых через два года будет совсем непросто идентифицировать с учениками, но и никак не взрослое в силу простенькой драматургии и диалогов для школьников.
Главной темой всей поттерианы является, как известно, могила. Но в «Принце-полукровке» готический, похоронный ландшафт, пара настоящих трупов и по-декадентски бледные лица злобных заговорщиков Снейпа, Лестрейндж и арийца Малфоя отодвинуты на второй план — необходимые для поддержания зрительского оптимизма романтические интермедии сливаются тут в одну розовую мыльную оперу. Как и положено подросткам, Гермиона, Гарри и Рон парятся только по поводу неразделенной любви (спасение мира — всего лишь досадное препятствие обжиманиям и поцелуям). Шашни тут сложносочиненные — например, для Гарри опасность умереть в девичьих объятиях куда более реальна, чем происки Сами Знаете Кого. Вдобавок в школе начинается новый курс — варка магических зелий, и милые инциденты с веселящими препаратами происходят непрерывно, превращая Поттера в «Электропрохладительный кислотный тест» для самых маленьких.
Йейтс уходит от острых углов, разрушая мосты по причине «шоп було», вместо масштабных похорон устраивая прощальные «сымания шапок» в вариации волшебников. И остаётся в выигрыше. Жаждущие Куарона — давно не целевая аудитория, взрослее, зато кто помладше — уже в восторге от увиденного. Квиддич, юношеские фрустрации, кто с кем и кто в кого — на месте, в изобилии, прям лучшая часть в серии. Хагрид всё такой же здоровяк-здоровяк, Полумна Лавгуд такая полумна, а Рон разрешил встречаться с Джинни. Что вы говорили, Дамблдор покинул здание? Какая жалость… Этакая отцензуренная фанатская иллюстрация. Как ещё одна фотография в «Ежедневном пророке». С претенциозным стилем, актуальным двухцветием — это модный кинокомикс, но лишь прикидывающийся «серьёзным», а на деле приготовленный для журнала про барби и переходный возраст. Или такое зелье, в которое вроде бы добавлены все нужные ингредиенты, по отдельности приятные — но вместе работающие как-то не так. А выпьют все.
История с Принцем-полукровкой, весьма растянутая во времени, оказалась не то чтобы уж прямо дьявольски интересной. Если не считать последних примерно минут двадцати, когда хоть что-то начинает происходить, весь фильм представляет собой бурное выделение гормонов неумолимо взрослеющими героями, однако в рамках двух-трех привычных школьных сюжетов.
В целом шестой «Гарри Поттер» получился отчаянно неубедительным и досадно нецельным – разрозненным набором происходящих событий, которые по сути стали просто переходом от событий предыдущих частей к ударной (хочется верить) концовке киносериала про лба со шрамом. Режиссер Йейтс и вся команда, экранизировавшая шестой том, словно ощущали себя техническим механизмом и ставили задачу не снять кино, а скопировать книгу. Может, они рассчитывали потом вдохнуть в картину жизнь взмахом волшебной палочки, восклицая «Люминус!», ну или «ДаёшьОскар!», - но палочка на этот раз почему-то отказалась работать.