События мультфильма Девять 9 происходят в недалеком постапокалиптическом будущем. Земля оказалась разорённой войной между людьми и машинами, которые те создали. Осознавая неминуемую гибель всего человечества, некий ученый создает из подручного материала несколько маленьких беззащитных существ. Они умудряются сформировать сообщество и выжить в своем убежище. Однако последний член семьи номер 9 как оказалось получил специальное задание. Девять должен убедить свою семью бросить вызов захватчикам и отыскать последнюю надежду человечества в самом сердце царства машин.
Действительно хорошая, пусть даже как альтернатива "мультикам про танцующих пингвинов" анимационная лента, имея в активе крепкий сюжет, густую атмосферу, и изящно развязанные в финале узлы не входит в когорту великих только потому, что на выходе получилось слишком много Бекмамбетова и очень мало Бёртона.
Больше всего в «9» российский зритель увидит Тимура Нуруахитовича: мессианский пафос, исправление ошибок судьбы, Хабенский, озвучивший главного героя. Наконец, Бертон деликатно всыпал щепотку фирменного мрачного карнавала и позвал написать музыку ученицу своего бессменного автора Дэбору Лури.За всем этим немудрено проглядеть автора идеи и режиссера Шейна Экера. Может сложиться ощущение, что собственно его участие в проекте исчерпалось оригинальным немым мультиком, который маститые специалисты порезали на куски, а пространство заполнили собственными соображениями по теме. Однако именно его кусочек души, который он вложил в «9», и видится самым главным.
Экер расширил фильм до полнометражки. На длинной дистанции, правда, ему пришлось пожертвовать многим из того, что делало его короткометражку столь притягательной. Апокалипсис и механических монстров пришлось объяснить, число персонажей увеличить с одного до девяти. Всех их также пришлось разом наделить даром речи. Все эти нововведения сделали несколько неожиданную штуку — они как рентгеном высветили вдруг и сильные, и слабые стороны Экера как автора. И оказалось, что и тех, и других у него примерно поровну. В итоге получился дико красивый и энергичный, но обидно пустоватый мультик про куколок и злобные механизмы.
Шейн Эккер споткнулся на единственной вещи, которая в полный рост явила себя в финале. Вместо того чтобы завершить картину ударной эмоциональной сценой, Эккер пускается в сверхподробные объяснения происходящего, каковое на самом деле понятно уже и так, без всяких объяснений. Несмотря на постоянные уступки мелодраме и чересчур пунктирную проработку характеров, режиссеру «9» удавалось на протяжении фильма держать своего рода эстетический баланс, однако в финале помянутый баланс рушится в считанные секунды.
Разбухнув до международного блокбастера, фильм сохранил эту экеровскую трогательность — за движениями всех действующих лиц, включая зловещих технохищников, наблюдаешь с чувством какой-то физической радости. Монстры один другого злостнее, иногда доходя до тимбартоновской кокетливой манерности, схватки поставлены лучше, чем в среднем боевике, человечки один другого симпатичней. Сама же история получилась довольно странной. Такое чувство, будто посреди руин и рыщущих по ним чудовищ тебя ухватил за пуговицу пожилой пионервожатый и монотонно объясняет, что дружба, верность и отвага — самое главное на свете (благо, металлолом и макулатуру тут уже сдали окончательно). Обычно, такими и бывают международные блокбастеры, но уж больно неожиданно оказалось после экеровского короткометражного макабра.
В данном конкретном случае на пользу изменения явно не пошли, и там, где было волшебство и открытость для переосмысливания, появилось скучноватое морализаторство, немота сменилась банальными, хоть и неоспоримыми речами на духовную тему, а загадки получили ответы. И к визуальным радостям исходного материала, трогательным человечкам и их отчаянным попыткам выжить в мертвом мире, всему тому, что не может не тронуть зрителя, его чувства, мысли и эмоции, добавилась не слишком обязательная нагрузка. Впрочем, потрясающе красиво прорисованных человечков, к которым проникаешься симпатией с первых кадров, впечатляющих пейзажей опустошенного мира после финальной битвы, проигранной человечеством, сцен, от которых буквально захватывает дух, это не отменяет. Только вот на целый фильм, длительностью в полтора часа, этого, к сожалению, не хватило.
Хоть «9» формально — авторская работа сценариста и режиссера Шейна Эккера, поверить в независимость креатива бывшего студента UCLA невозможно. Слишком уж явно торчат из дерюжного тельца «Девятого» нитки, выдернутые из двух разных одежек — модной кожанки создателя «Ночного дозора» и готического сюртука автора «Кошмара перед Рождеством». Сам по себе мультик сделан на уровне (Голливуд все-таки) и даже может прийтись по душе фанатам «стим-панка», экшена от Майкла Бэя или мрачной постапокалиптики. Но хоть собрать из подручных предметов нечто цельное создатели фильма кое-как сумели, вдохнуть в своего гомункулуса душу оказалось им не по силам. Текстильные глазастики Эккера не вызывают никаких эмоций — не спасает даже вялотекущая романтическая линия и трогательное слово «первоклашки», засунутое Глуховским в русскоязычную версию. В итоге все это смотрится так же скучно, как четвертый «Терминатор», на кукольную версию которого создатели «9» явно и нацеливались.
Полнометражный саморемейк, спродюсированный Тимом Бартоном в неожиданном тандеме с Тимуром Бекмамбетовым, сделан уже с нормальным бюджетом, чудесно выглядит, от каких-то моментов дух захватывает, как в детстве (отдельный маленький шедевр — сцена с выходом одного важного персонажа из тумана под Джуди Гарланд). Но в целом — или продюсерские объятия оказались слишком крепки, или сам Экер слишком готов к компромиссам, прибавив в метраже, бодрости и масштабе (влияние Бекмамбетова тут, увы, чувствуется куда сильнее, чем бартоновское), — история почти совсем растеряла то, что когда-то выделило ее из общего ряда: интонацию и меланхоличный лад.
Глуховский выдал отличный текст, а Хабенский, Ларсен, Хазанов, Золотухин и другие постарались на славу при его оживлении. Но все их усилия не смогли бы зажечь искру и вдохнуть душу в картину, в которой изначально не было души. Самоочевидный посыл истории про кукол в постапокалипсическом мире – душа против машины – обесценен тем, что мультик сам поражен механистичностью, против которой направлен. Может быть, Бертону, Бекмамбетову и Эккеру "Девять" станет уроком, что нельзя оживить творение, вкладывая в него только часть души.
Анимационный фильм «Девять» вышел странного рода гибридом. Сделан вроде бы качественно, а не впечатляет. Повествует о глобальном, но немного наивно. Получилась всего-навсего очередная история о том, что произойдет после разрушительного восстания машин. В мрачных, очень мрачных картинках.
У этого мультфильма, воплощённого за 25 миллионов на деньги, найденные Бёртоном и Бекмамбетовым, в виде полуторачасовой истории, были все шансы стать ещё одной восхитительной находкой, какой стал «Район 9» Нила Бломкампа. Были. Но не стали.Можно гадать, что послужило тому причиной — то ли Шейн Экер не потянул режиссуру в полном метре, то ли Бёртон, а скорее всего Бекмамбетов, чувствуется его рука, устроил новичку такой продюсерский диктат, что в итоге сценарий миллион раз переписывался под свежие креативные запросы инвесторов, утеряв всякую цельность концепта. Мы, по сути, смотрим совсем другое кино, от которого из оригинала — одни задники да, частично, диалоги, что там было «на самом деле» в тексте за кадром, мы уже не узнаем, ибо и желания такого не сильно осталось.