Фильм Детям до 16 расскажет нам о жизни четырёх студентов, у которых в жизни многое еще в новинку. Они учатся признаваться в любви и лгать, любить и изменять.
Как и в предыдущие работы Андрея Кавуна, фильм «Детям до 16» несовершенен по форме и содержанию: несмотря на хронометраж в 89 минут, лента кажется слегка затянутой, видимо, из-за интенсивности любовных переживаний героев. Некоторые сцены - особенно те, в которых ребята в диалогах выражают свои жизненные позиции, - смотрятся чересчур лобовыми. Второстепенные взрослые персонажи получились едва ли не выпуклей и любопытнее молодых и главных. А образа Москвы как места действия на экране слишком мало для очевидно городской любовной истории. Но все это придирки. Потому что плюсов в картине «Детям до 16» значительно больше, нежели минусов. Главное достижение Кавуна - очень удачный выбор актеров. Если пара Прилучный и Грыу - дуэт исполнителей, не продемонстрировавших мастерства, а, скорее, точно угодивших в типаж героев, то Дмитрий Кубасов и Анна Старшенбаум впечатляют как игрой, так и химией, возникшей между ними на съемочной площадке.
Режиссёр Кавун, упорно берущийся только за новые для себя жанры, сумел не просто нащупать нерв истории, но и сделать её, вполне искусственную, как это водится за мелодрамами вообще, живой и насущной. И даже сумел придумать выход из глухого сценарного тупика, в который загнал в итоге тех же «Стиляг» продюсер Тодоровский. Причём сделал это так легко, полутора взглядами, двумя фразами, тремя монтажными склейками, что осталось только аплодировать.
Андрей Кавун — редкая в наших широтах особь подвида "крепкий жанровый режиссер": мастер на все руки, с поправкой на масштабы индустрии — Майк Ньюэлл местного розлива, он, стоя за конвейером массового кинопроизводства, одинаково качественно соберет комедийный боевик ("Охота на пиранью") или драматический триллер ("Кандагар"). Ровно так же, со знанием дела и не без огонька, лепит Кавун молодежную мелодраму — с динамичным, без простоев, сюжетом, в меру смешными диалогами ("Ты знал, что она стихи пишет? — Хорошие? — Да не, фигня") и небледными типажами как первого, так и второго плана.
Кавун умеет снимать очень емкое и быстрое кино, которое не успевает надоесть. Вот только не хватает чуточку самоиронии для того, чтобы новый фильм смотрелся не как трагедия, а как констатация факта с пониманием невозможности что-либо изменить в порядке вещей. Ну да, любовь предназначена только для молодых. Зато старость умнее, пусть и с маразмом…
«Детям до 16...» ни разу не идеальная вещь. Это, прямо скажем, самое слабое кино режиссера. Едва ли не половину и так не самого длинного фильма Кавун отдаёт под как-бы живописные планы вечерней Москвы, причем сняты они как будто с двумя целями — дать оператору покрасоваться своей коллекцией фильтров, а режиссеру растянуть довольно куцую историю до более-менее полного метра. Плюс как географическая привязка это тоже не работает — реальной Москвы в этих кадрах нет, вместо неё мог бы спокойно мигать огонёчками любой другой немаленький город. Но всё же, всё же — при всех этих понятных вопросах к фильму в «Детям до 16...» всё равно чувствуется какая-то приятная жанровая убедительность. В общем, несколько неряшливая и перекрученная стилистически, но верная в главном мелодрама.
«Детям до 16…» очень сильно напоминает все ранее виданные мелодрамы. Банальный любовный четырехугольник постоянно меняет свои стороны, перемешивая друг с другом персонажей, как колоду карт. Кавун умеет снимать очень емкое и быстрое кино, которое не успевает надоесть. Вот только не хватает чуточку самоиронии для того, чтобы новый фильм смотрелся не как трагедия, а как констатация факта с пониманием невозможности что-либо изменить в порядке вещей. Ну да, любовь предназначена только для молодых. Зато старость умнее, пусть и с маразмом…
В фильме есть действительно интересные фрагменты, производящие благоприятное впечатление благодаря интересным драматургическим находкам, небанальному изобразительному решению, проникновенному введению музыки. Увы, перечисленным выше достижения авторов исчерпываются. Дело не только в том, что на протяжении большей части повествования актёры, включая достаточно опытных (Лянка Грыу и Павел Прилучный), существуют на экране не слишком естественно, а подчас – допускают откровенно фальшивые нотки.
но «Детей до 16» спасает одно: молодые актеры. Лишь Лянка Грыу смотрится инородно и театрально, зато все остальные на удивление хороши. В особенности Анна Старшенбаум. Сейчас беда с новыми девичьими лицами, способными стать чем-то значимым для нынешнего поколения. Старшенбаум на фоне своих коллег по цеху уже выглядит вполне себе самодостаточной творческой единицей: ее наглядное сюжетное перевоплощение из уязвимой неформалки в стальную бизнес-леди органично, искренне и очень естественно. В ее роли слишком много экспрессии, что заложено дурным сценарием, но она действительно ее проживает. Если девушка будет продолжать в том же духе, мы про нее вспомним и не раз. Увы, сказать то же самое об Андрея Кавуне пока что не представляется возможным.
Первые два фильма Андрея Кавуна — «Охота на пиранью» и «Кандагар» — вдохновляли, но озадачивали своей непохожестью во всем, кроме высокого качества. Лента «Детям до 16…» вызывает меньше восхищения, но, ложась третьей картой в пасьянсе, что-то объясняет про творческий путь автора. Судя по всему, Кавун снимает кино для часто упоминаемого им в интервью сына. «Охота» — фильм для мальчишек, про приключения и ненависть, «Кандагар» — для подростков, про мужество и его пределы, «Детям…» — для юношей, про любовь, разумеется. Собственно, нет ничего удивительного, что последний удался хуже двух первых: соответствующий период жизни забывается взрослыми необратимее прочих. Именно поэтому, как и показано в фильме, так редко удаются семейные разговоры о том, что англичане называют «фактами жизни».
Автору бескомпромиссной к здравому смыслу «Охоты на пиранью» и весьма спорного «Кандагара» режиссеру Андрею Кавуну идет быть китчевым и неряшливым (бесконечные косяки в его работах — тот изъян, за который Кавуна и любят разные умные люди). Он вроде хорошо знает законы жанра, но совсем не умеет работать с заказной стилизацией: саундтрек, составленный из однообразных поп-песен на английском языке, не ложится на видеоряд; Москва, снятая, как Нью-Йорк или Бангкок, оказывается отдельным красивым фильмом и никак не работает на героев и сюжет. Может быть, дело и в сценарии: его написал Олег Маловичко, но «Дети…» еще и сотканы как будто бы из глянца и пребывают в таком чудовищном отрыве от реальности, что из фильма многое становится понятно как раз про «здесь и сейчас».