В фильме 13 молодой парень по имени Винс, выдав себя за другого, уже умершего человека, попадает в подпольный мир власти и насилия. Там люди делают ставки в жестокой игре, в которой из 13 участников выживают лишь трое.
К авторимейку «13» можно относиться двояко. С одной стороны, это настолько очевидный и вполне заслуженный карьерный рост Гелы Баблуани, что, быть может, если так пойдет и дальше, мы увидим его имя, например, в очередной марвеловской экранизации. С другой — вполне себе иллюстрация сделки с дьяволом, который в Голливуде уже давно персона номер один, и повод бросить в рёжиссера лишний камень — за предательство идеалов. Если же брать по гамбургскому счету, то новые «13» — выхолощенная и стерильная версия оригинала, которую покрасили более яркими красками и подкачали громкими именами. И что перевесит в классическом противостоянии между разумом и чувствами — это уже решать каждому персонально.
Мне фильм понравился. Не без оговорок, но картина, безусловно, цепляет, а кроме того, явно выбивается из традиционного голливудского мейнстрима, хотя Баблуани многое сделал для того, чтобы этот мейнстрим в фильме все-таки присутствовал. Здесь есть некоторые постановочные огрехи, вызванные недостатком опыта, но я сходу могу назвать сотню режиссеров, которые при наличии приличного опыта снимают намного хуже.
Организуя свой материал предельно реалистически, временами даже с явным, хотя и строго дозированным, натурализмом, Гела Баблуани выстраивает при этом мощную символическую составляющую: как будто бы не имеющие прямого отношения к действию, однако первостепенно значимые для драматургии детали – от тринадцатого номера на куске картона и футболке до белого ягненка с черными ушками, для младшей сестры, – связуются в единый смысловой ряд, словно фрагменты мозаики.
Основная линия Сэма Райли как-то теряется, и до тридцатой минуты практически невозможно сообразить, что, черт возьми, вообще происходит и кто все эти люди. Старательному режиссеру, впрочем, этого показалось мало. Давно устоявшийся материал был на всякий случай снабжен символикой, но если конверты и лампочки с изображением паука еще можно как-то принять за досадную случайность, то покупка на вокзале фигурки агнца, это, как говорил Матроскин, уже перебор.
Американский ремейк поставлен тем же автором и выглядит побогаче. Снят в цвете, лампочка закрыта абажуром, игроков изображают не локальные жанровые актеры с фактурными лицами, а разные видные киногангстеры — Микки Рурк, Джейсон Стэтэм, 50 Cent. Но первые отзывы скверные, мол, вместо психологии — какая-то «Пила» с перестрелками. Похоже, что Баблуани не усвоил собственного урока: жадность любого может свести в могилу, хотя бы и в творческую.
Если от безвестных французских актеров нужна была только живописная негодяйская фактура, которая сама создавала им биографии, то приглашенным звездам пришлось придумывать истории, стараясь не нарушить при этом резкости и остроты оригинала. Не удалось в результате ни то ни другое. Внятных историй обновленные герои не получили, и актерам пришлось отыгрывать привычные амплуа: Стэтхем – гангстер (на этот раз, правда, в котелке и перчатках), Рурк – уголовник, Уинстон – человек-гора, Газарра – памятник лучшим временам. Камера, точно знавшая, куда и как смотреть в первоисточнике, здесь глядит растерянно. Вроде бы надо следить за застывшей на лице Райли гримасой, но так хочется лишний раз вглядеться в глаза Рурка и Стэтхема. Ну и наконец, «13» стал цветным, но парадоксальным образом от этого только выцвел. Удачно выстроенные в монохромной палитре мизансцены запестрели ненужными деталями, утратив напряжение, да и смурная французская натура много потеряла, обернувшись американской одноэтажной глубинкой. Фильм, как в осенней распутице, увяз в деталях, бликах, кляксах и обломках чуждых жанров.
Неважно, что Сэм Райли на отлично исполнил главную роль, умудрившись практически без слов передать изменения, происходящие в простом человеке, оказавшемся в смертельно-опасной ситуации без малейшего контроля над собственной судьбой. Неважно и то, что между концом игры и финальной сценой фильм на несколько минут обретает нечто, напоминающее интересную и напряжённую историю. Ни от отвратительно глупой и предсказуемой концовки, ни от совершенно бессмысленной основы эти светлые пятна «13» не спасают. Иногда нишевым европейским фильмам лучше таковыми и оставаться.
озможность сделать голливудскую версию собственного дебюта казалась заслуженной наградой для молодого грузино-французского режиссера Гелы Баблуани — но обернулась обидной западней. Медлительный черно-белый оригинал, где главную роль играл луноликий брат режиссера Георгий, а действие происходило в глухой французской провинции, было легко критиковать за несколько надуманную художественность, но благодаря ей он от первой до последней секунды казался сном, в котором почти ребенок, очутившийся в чужой стране, видит себя в исключительно странных обстоятельствах. Американская версия после деловитой завязки, которая, по сути, ничем не отличается от первых десяти минут проходной мелодрамы, без экивоков переходит к сюжету про русскую рулетку — и на первый план вылезает то, что в старом фильме сложно было заметить из-за беспрерывно бьющей зрителя дрожи сопереживания чужому сну: это просто очень глупый сюжет.