Фильм Герда это русская драма о девушке-студентке, которая ухаживает за матерью, болезненно переживающей уход супруга к другой женщине, тот мечется и периодически возвращается, а дочь зарабатывает на социальных опросах днём и танцует под прозвищем "Герда" по вечерам в ночном клубе. Не зная, как сделать жизнь лучше, к чему двигаться и зачем, она плывёт по течению жизни, кажущейся ей действительно безнадёжной.
По своему сценарию картину поставила Наталья Кудряшова (Доктор Лиза, Пионеры-герои), продюсеры проекта - Рафаел Минасбекян (Пара из будущего, Приворот. Чёрное венчание, Русалка. Озеро мертвых), Вадим Верещагин (Девятая, Миллиард) и Дмитрий Давиденко. Оператором здесь выступил Василий Григолюнас. Заявленный хронометраж равен почти двум часам и составляет сто шестнадцать минут экранного времени.
Актёрский состав фильма возглавляет Анастасия Красовская. С ней в главных ролях здесь снялись Юра Борисов (Петровы в гриппе, Кто-нибудь видел мою девчонку?, Серебряные коньки), Дариус Гумаускас (Хармс), Юлия Марченко (Синдром Петрушки), Мария Леонова (До свидания мама), а также в картине сыграли Мария Иванова, Серафима Красникова, Джулия Огун, Софья Александрова, Мария Песоцкая.
Премьера в России назначена в кинотеатрах страны на четырнадцатое октября 2021-ого года, мировая премьера состоялась восьмого августа в Швейцарии на Международном кинофестивале в Локарно. Возрастное ограничение к просмотру в нашем прокате у картины присвоено строго 18+
«Герда» — своеобразное и на первый взгляд крайне неприглядное кино. Но если присмотреться ко вселенной, тщательно выстроенной Натальей Кудряшовой, и к сложносочиненному миру Леры / Герды, перед нами открывается насыщенное путешествие по волнам метафизики, от которого невозможно оторваться на протяжении всего хронометража. Молодой режиссер не оставляет камня на камне от русской безнравственности и жажды материального, противопоставляя этому вещи более высокого порядка (здравствуй, пирамида Маслоу) — путь духовных поисков и жажду ответов на сокровенные вопросы, волнующие человечество не одну тысячу лет.
Кино о молодом поколении снимать трудно, тяжело захватить нерв времени. Натальи Кудряшовой это удается: она сравнивает положение в современной России с Францией времен эпохи декаданса. Ее героиня Лера увязла в хороводе бессмысленной жизни и свободна только во снах. Об этом же писал Шарль Бодлер. 150 лет назад.
Здесь не стремятся ничего доказывать, не гонятся за полюбившимся обличением Руси и почти не кричат. Спрашивают по-простому, напрямую: мечтаете ли вырваться? Готовы ли расправить крылья? А улететь? Да, нет, свой вариант.
Довольно типичная фестивальная лента. Она давит зрителя унылым серым бытом, из которого невозможно выбраться. Она испытывает зрительское терпение: ближе к финалу есть ряд эпизодов, каждый из которых мог бы стать эффектным завершением (например, поминки с участием девушек из стрип-клуба, заканчивающиеся провокационным танцевальным номером), но лента дотягивает до хронометража в два часа.
Технически «Герда» сделана тоже на грани между поэтической притчей и суровым документом.
Кудряшова в своём безжанровом и безликом втором фильме говорит, что поиск духовного спасения – это уже не коллективная прерогатива русской души, а дело индивидуальное для каждого. Единственный способ прикоснуться к чему-то прекрасному, спасительному, сказочному у современного русского (провинциального?) человека возможен только через сны.
Проникнуться этой историей мешает литературность, аккуратность, слишком очевидная выстроенность мира «Герды». Сценарий отыгрывает все возможные мифологические связи, долго и подробно объясняет, что имеется в виду, снова и снова задает вопросы о государстве, счастье и зарплате. Два часа рассказывает историю, которую можно было бы ужать до получаса — и тогда она вообще убила бы Гаспара Ноэ, да и всех остальных тоже.
Из «Герды» мог бы получиться совершенно ударный короткий метр, где все послания режиссера попали бы нам в сердце, но вместо этого мы утопаем вместе с героиней в ее блужданиях, теряем мысль, впадаем в сон, и если и хотим от чего-то освободиться, так это от просмотра.
Навязчивый непроясненный сюрреализм с замедленными походами по лесу не получит к финалу никакого разрешения или объяснения, что особенно удручает, — и это не к тому, что бессюжетное кино не нужно, наоборот, бывает даже лучше без упорно декламируемой истории, за которой часто прячут отсутствие всякой киногении