Избрание Нельсона Манделы президентом ЮАР, чемпионат мира по регби, объединение наций — ух, с такими темами автоматически ожидаешь чего-то неподъемного и не в меру пафосного. Но вот «Непокоренный» Клинта Иствуда — кино неспешное, почти домашнее; и в то же время про всё то, про что сказано выше. Как это у него получается — поди разбери. В общем, возможно, не лучший, но всё равно неспешно-неотразимый представитель позднего режиссерского ренессанса Иствуда.
В итоге, как и многие другие работы Иствуда, «Непокоренный» не стопроцентный шедевр. Можно много спорить о характерном стиле повествования режиссера, о том, что уж так у него заведено – делать все прямо и без двойного дна, однако, это не перечеркнет явных сценарных недоработок. «Непокоренный» – это простое, но по-настоящему хорошее и жизнеутверждающее кино.
Предыдущий фильм Иствуда помещался на крылечке, этот ворочает ревущими стадионами, однако сходства в них в каком-то смысле больше, чем различий. Снова мудрый старик (которого Клинт не играет сам по техническим, в сущности, причинам) собственным примером учит жизни молодого, снова выходит, что достоинство выше мести, снова какие-то невыносимые, кажется, банальности — про дружбу народов, про терпимость, про взаимоуважение — в иствудовском исполнении звучат так, словно он первый, кто решил поговорить на эту тему.
В своей тридцать третьей (в общем и целом) постановке Клинт Иствуд продолжает линию если и не по всеохватному, то – по разонстороннему освещению реальности, опровергая обывательские стереотипы зрителей, сопоставляя и смешивая темы, кажущиеся несоизмеримыми. Это сделано не так тонко, как в «Подмене» /2008/, а главное, «Непокорённому» не хватает некоего подспудного восхищения тайнами реальности, завораживающего не хуже хичкококовского саспенса. И всё равно не может не симпатизировать позиция авторов, показывающих Манделу не просто дальновидным политиком, пытающимся не ликвидировать внешние признаки апартеида, но подрубить основы расизма – на всех уровнях, начиная с личной охраны.
Честное слово, трудно держать свое сердце закрытым, глядя на то, как Фримен смотрит лучистыми глазами на Мэтта Дэймона, а по трибунам стадиона «Эллис Парк» проходит цунами ликования. Сила грамотной агитации такова, что она может оживить даже десять раз дискредитировавшую себя идею — и Клинт Иствуд, в 1970-х уверенно отстаивавший право человека на мизантропию и самосуд, не меняя приемов, убеждает нас в ценности равенства и братства. В реальности фильма все это выглядит неоспоримо, но стоит посмотреть вокруг, как из созданной Иствудом идиллии начинают лезть пружины. То, что спорт объединяет, известно еще со времен Гитлера — как и то, что футбол иногда оказывается последним прибежищем негодяя, а пьяно орать «россиявперед» проще, чем посадить дерево.