В фильме Гостья действие разворачивается в мире после нашествия бестелесных пришельцев, вселяющихся в людские тела и выселяющих людской разум, подчиняя себе тело. Один из таких пришельцев вселяется в тело юной Мелани с целью выследить базу повстанцев, горстки людей, пытающихся выжить после вторжения пришельцев.
В общем, по-настоящему «Гостье» не повезло лишь с одним: с «сумеречным» контекстом, от которого никуда не деться. Впрочем, нам-то до него какое дело? Кино в итоге получилось очень даже достойное — это куда важнее.
Попробуйте на досуге показать окружающим глазами – радость, лицом – страх, а руками – нервное перевозбуждение. Сомневаюсь, что у вас это получится, а вот Ронан смогла, смогла в одном эпизоде показать любовь и ненависть сразу к двум мужчинам, скрещивая и чередуя эти чувства. Дерзко и эффектно Ронан учится, погружая нас в глубину своего персонажа так нежно, как погружали Души в человеческие тела. Гармония – вот синоним к названию фильма.
Может показаться, что в его новом фильме многовато дурацких реплик юной землянки, комментирующей действия своей тюремщицы, но сверка с первоисточником обнаруживает другие масштабы катастрофы. Никкол старательно купирует шизофренический монолог, сосредотачиваясь на киногеничной фактуре.
Своя среди чужих, чужая среди своих – этот тезис очень емко описывает весь фильм. Если бы не совершенно ни к месту прилепленный «любовный прямоугольник» Джаред – Мелани/Странница – Иен, «Гостья» могла бы претендовать на роль притчи о нашем обществе, о насилии, к которому пристрастилось человечество, о духовных ценностях, о том, что делает нас людьми.
И это при том, что нарисованная Никколом антиутопия на удивление симпатична. Все ходят, почти в нордическом духе, со сверкающими голубыми глазами, большинство – в белых костюмах, вокруг сплошная вежливость и учтивость, лечение – для всех по высшему разряду и бесплатно, продукты – тоже даром, взаимопомощь – всеобщая и без перебоев.
Ведь и вправду, что может быть лучше мягкой, теплой полудремы во тьме кинозала? Еще бы закадровой голос главной героини избавился от идиотской привычки истошно вопить по поводу и без, нарушая таинство погружения в подсознание, и было бы вообще прекрасно. Красота.
Конечно, серьезно рассуждать о картине не приходится, ведь она и не претендует на одобрение – разве что бюджет отбить, да заработать на новую шедевральную идею. И все-таки сравнение "сумеречной саги" с "Гостьей" идет в пользу последней: все-таки Сирша Ронан и Дайан Крюгер – отличные актрисы, а мальчики, которые здесь и вовсе "для мебели", не раздражают, как оборотни с вампирами.
Фантастическую фабулу разбавляет обязательная для писательницы Майер мелодрама: Мелани и Странница любят разных парней — ситуация более чем критическая, учитывая, что тело-то у девушек на двоих одно. Многие сюжетные виньетки литературного оригинала сознательно оставлены за кадром, что, несомненно, вызовет недовольство у поклонников книжки.
Сама по себе вымахавшая ирландская звездочка смотрится неплохо, убедительно играя «космическую шизофрению», но даже обаяние актрисы не в силах спасти этот наивный клубок соплей. Совершенно пустой зал «Авроры» доказывает, что подросткам нужны сюси-пуси про волшебников и вампиров. А те же сюси-пуси, но про инопланетян, не прокатывают.
Эндрю Никкол, сценарист "Шоу Трумана" и режиссер "Гаттаки", сделал, кажется, все, что мог, чтобы общение двух душ в одном теле было не слишком заунывным, даже позвал божественную Дайан Крюгер на одну из главных ролей. Но текст победил и режиссера, и Крюгер, и здравый смысл: никто и никогда не поймет, почему главным препятствием для любви героев Майер остаются фразы вроде "У меня к тебе двойственное отношение" или "Мы не должны встречаться".
Молчит Эндрю Никкол, и по возможности незаметно прячет в карман пиджака чек на круглую сумму. И даже, наверное, надеется, что удастся забацать продолжение. Вердикт — чудовищно невнятная фантастика, лениво используемая как антураж для анемичной истории любви; непростительная трата внушительных талантов хорошей девочки Ронан