В фильме Заражение распространение опасного вируса достигает критических пределов и группа ученых изо всех сил пытается найти лекарство и остановит эпидемию
"Заражение" – это, на мой взгляд, одна из лучших на сегодня картин о беспощадности, бесцельности и могуществе таких вроде бы незначительных и невидимых невооруженным глазом существ, как вирусы. Кроме того, Содербергу удалось честно показать поведение отдельных людей и, фоном, целых масс во время полномасштабного ЧП, затрагивающего всех без исключения и раскрывающего подлинные сущности тех или иных натур.
Понять, издевается Содерберг или по-честному снимает жанр, непросто. Можно, например, интерпретировать картину как фантазию на тему страха обитателя стерильного западного мира перед кишащим источниками угрозы хаосом мира восточного. Рукопожатия, общепит, кашляющий сосед в самолете или метро, поручни и множество других контактных поверхностей в общественных местах — в коммунальном общежитии все может таить смертельную опасность, если не протирать это все спиртом ежеминутно.
«Заражение» — ещё один представитель из разряда апокалиптических картин наравне с такими тяжеловесами, как «Послезавтра» и «2012». На тему о конце света высказались многие. Своё веское слово уже проронили жрецы Майя, Нострадамус, учёные и все, кому не лень. Существует множество версий о том, как и когда закончится жизнь на Земле. Что может сказать новичок в этом деле? Сказать нового, может, и ничего, а вот дать пару дельных советов, как не стать жертвой вируса — запросто. Сохраняйте спокойствие. Опасайтесь всех. Ни с кем не разговаривайте. Ни к чему не прикасайтесь. И самое главное — мойте руки чаще.
Содербергу удалось рассказать о вирусе так, как не умеет никто другой — и в буквальном, и в метафорическом смысле показать, насколько люди в мире далеки друг от друга и одновременно так связаны между собой, а также поставить вопрос о том, что важнее в современном мире, победить болезнь или справиться с потоком противоречивой и порой ложной информации, которая распространяется быстрее самой инфекции.
Содерберга сложно в чем-то упрекнуть — он честно воспроизводит все положенные сюжетные линии из фильмов про вирусы, и делает это с достаточной ремесленной сноровкой. Из такого материала мог бы получиться крепкий блокбастер, вроде "Эпидемии" (1995) Петерсена, но не похоже, чтобы Содербергу было интересно снимать просто увлекательное жанровое кино. На деконструкцию жанра его фильм тоже не похож — материал собран с серьезной миной, пародией тут и не пахнет. В одном из интервью Содерберг признавался, что его заворожил сам механизм распространения вируса в мире, где гигантские расстояния люди преодолевают за несколько часов
В "Заражении" почти сразу становится понятно, что ни до каких объяснений автор опускаться не намерен, а будет показывать грязные руки, поручни, стаканы и респираторы, подсвеченные мертвенным синим цветом, пока впечатлительные зрители не забьются в конвульсиях с пеной у рта, как это очень убедительно делает в начале Гвинет Пэлтроу.
Мир хрупкий, скучный, не слишком интересный — и кажется, если не врожденный иммунитет, он бы давно уже загнулся. Примерно то же самое можно сказать и о равнодушном фильме Стивена Содерберга. Впрочем, наверное, это как ругать теледиктора за то, что он читает плохие новости. Что бы там ни сообщал режиссер, а дикция у него замечательная. А еще в отличие от многих фестивальных моралистов он хотя бы говорит своему зрителю тактичное «не болейте» взамен уже традиционного «лечитесь!».
«Заражение» Стивена Содерберга – картина, довольно необычная для своего жанра. Как правило, кинопортретисты эпидемий нагнетают либо остроту душевных мук, либо телесный ужас, либо и то и другое разом. Содерберг принципиально отказывается от всего этого. «Заражение», несмотря на заявленную остросюжетность, – очень спокойный, очень неторопливый, даже откровенно флегматичный образец производственного реализма. В сущности, это репортаж для Discovery, National Geographic или кого-нибудь в том же роде, только расширенный за счет прибавления нескольких драматических игровых сцен.
Местами Содерберг почти переснимает собственный «Траффик»: та же многофасеточная структура, персонажи, так до конца и не узнающие о существовании друг друга; приемы те же, но тем заметней, как сильно изменился автор, ставший за эти 10 лет виртуозней раз в сто и во столько же раз равнодушней. Тогда его еще как-то занимали люди, теперь — исключительно процессы. Главный герой «Заражения», задвигающий на второй план четырех оскаровских лауреатов, двух номинантов и еще штук пять просто очень хороших актеров, — это сам вирус, чьи приключения в человеческой экосистеме и ответные попытки системы организовать сопротивление — единственное, что интересно рассказчику.
В некотором плане модель, которую создал Содерберг, имеет право на жизнь - посмотреть такое кино всегда интересно, а иногда даже познавательно. Но если быть до конца с вами честными, то этому фильму очень была бы к лицу максимально драматичная развязка, а не та, которую предложил Стивен. В этом случае та смутная мысль, которую пытался до нас донести режиссер, оставила бы более яркий след в нашем сознании и заставила бы произнести вслух следующее: «Вот ЗАРАЗА!». В нашем случае этот каламбур умер, так и не родившись. Да и сам фильм очень скоро забудется – подняв настолько важную и актуальную тему, он не смог развить ее в достаточной степени и на поверку оказался довольно скучным зрелищем.
«Заражение», внешне обладающее всеми признаками идеального кино, разъезжается на части именно из-за равнодушия своего создателя к суете, среди его героев творящейся. Вердикт Кочерыжкина — отлично выстроенный и многоуровневый, но клинически холодный и стерильный триллер про всемирную эпидемию
Нельзя не признать задумку Содерберга удачной: в его новом фильме нет главного героя. Вернее, главных героев здесь множество, все они находятся в разных местах земного шара, а то и переезжают с места на место — и большинство из них умрут, так и не дожив до финала. Ход сильный, хотя и не новый: убить в середине фильма героиню (или героя), которую играет модная голливудская звезда (а почти все содерберговские персонажи ими и сыграны), впервые решился еще Хичкок. Но вот беда: такая разветвленность сюжета вряд ли идет фильму на пользу.
Научпопа много, и без буллщита почти обошлись (генетики, бесконечно разглядывающие вирус в микроскоп, ага), актёры не переигрывают, дурацкие правила «не женщин и не детей» пошли лесом, но всё это понятно мозгу, но не чувствам. Когда в фильме «Дорога» измордованный загибающийся Мортенсен бредёт с гружёной тележкой из супермаркета по серому безжизненному лесу — это цепляет, а когда женщина-генетик, испытав неапробированную вакцину на себе, приходит навестить в больничку помирающего папу, это, знаете, не то.
На протяжение фильма "Заражение" так и ждёшь того момента, когда Содерберг закрутит сюжет так, чтобы стало понятно: да пошутил он, это же пародия. Но и этого в картине не оказывается и близко. Режиссёр углубляется в жанр с серьёзностью новичка - патологоанатома, причём с тем же итоговым результатом. Ценители жанра поворчат, фанаты Содерберга разделятся на два лагеря, остальные выйдут из зала, в недоумении пожимая плечами. Бывает и такое, даже с Мастерами.