Четвертое пришествие мушкетеров можно считать удавшимся. Несмотря на все огрехи Георгию Юнгвальду-Хилькевичу удалось сохранить атмосферу оригинального сериала и воздержаться от претензий на что-либо. Немного ностальгии, чуть-чуть поющего Боярского, несколько интересных режиссерских находок - и перед нами лучший отечественный фильм зимы 2009 года.
При всей нашей симпатии к великолепной четверке было бы нечестно умолчать о том, что «Возвращение мушкетеров» больше всего напоминает творческий вечер ветеранов сцены: именитые потрепанные артисты с помощью студентов театральных вузов вспоминают былое. В свои лучшие моменты это кино приближается к выступлению Боярского в клубе «Икра», хотя ни одна мелодия из фильма после сеанса не запоминается. В остальное время пожилые артисты неуверенно плетутся по дорожке, проторенной Барбарой Брыльской в продолжении «Иронии судьбы»: «Не до конца понимаю, что происходит, но спасибо, что позвали». О молодых дарованиях, простите, сказать особо нечего. Да и вообще, сложно определиться с тем, нравится это кино или нет.
Казалось бы, нет ничего в новой картине Хилькевича, что не было бы сделано намного лучше в других образцах. И все-таки актерскую игру нельзя списывать со счета. Как и саму идею фильма. Ведь по сути перед нами последнее «прости прощай» старшего поколения с более молодым. Особенно значение картины подчеркивалось тем, что в зале на премьере присутствовал сам Николай Караченцов. А это дорогого стоит… И, мне кажется, нет вины режиссера в том, что фильм получился не «прощанием», а скорее, «поминками» по ушедшей эпохе, которую уже не воскресишь. Тем более, что само это слово не раз упоминается в самой картине. Честно говоря, я с трудом верю, что «Возвращение мушкетеров» сможет посмотреть кто-то еще, кроме фанатов «битлов» прошлого. Хотя чем черт не шутит! Может, зайдет неискушенный человек в зал и проникнется этой невероятной историей.
Казалось, Юнгвальд-Хилькевич наконец понял то главное, что можно сделать с бульварным текстом Дюма, написанным по заказу газетчиков для парижского обывателя, знакомого с именем Людовик, но путающегося в номерах: это абсурдистская комедия, и не дай бог хоть капля пафоса. Но оказавшись без поддержки текста Дюма, Юнгвальд-Хилькевича сразу становится похож на карася без воды: кислород есть, но его слишком много, и жабры бесполезны. Если раньше режиссера хотя бы авторский текст держал хоть в каких-то рамках реальности, то тут Остапа понесло. В «30 лет спустя» генерал Джорж Монк, герцог Альбемарль, произносит знаковую реплику: «Вроде и жил много, и многое видел, а все одно: сгораю от любопытства. Что за детская страсть — приключения»? Но, кажется, приключения кончились. Пшиком.
Фильм настолько убог и ужасен, что даже заслуживает просмотра - такой взрыв мозгов нечасто увидишь. Самое страшное в запоздалых продолжениях - это когда они выглядят как пародии, но снимаются с убийственной серьезностью. У Юнгвальд-Хилькевича именно это и получилось: тонна тошнотворного пафоса на фоне абсолютно крышесносящего сюжета. Но я все-таки рад, что посмотрел этот трешачок. Оно, конечно, Юнгвальд-Хилькевичу нужно бы перейти на менее сильнодействующие препараты, но зато теперь "Возвращение мушкетеров" у меня стоит на первом месте в категории "Крутой идиотизм, поставленный по произведениям Дюма".
Смотреть на всё это «великолепие», если честно, временами по-настоящему больно — в первую очередь уму. И если к старшему поколению актёров ещё можно отнестись хоть с каким-то пониманием — ну, подумаешь, собрались люди, тряхнули стариной, получили удовольствие друг от друга и от процесса, кто бы отказался от такого? — то к их младшим товарищам никакого снисхождения проявлять попросту невозможно. Весь молодняк, за исключением разве что Пеговой, с явным удовольствием играющей весёлую дурочку, с самых первых своих реплик играет настолько неубедительно, что окончательно низводит и без того сомнительную затею до уровня какого-то телевизионного предновогоднего капустника. Вот, собственно — будь «Возвращение мушкетеров» таким капустником, к нему не было бы вообще никаких вопросов. Ни к песням, ни к игре, ни к сюжету, ни к качеству съемки. Но выпускать это на большой экран в качестве полнометражного художественного фильма — право, это было совсем ни к чему.