Фильм Тростниковые жабы: Оккупация позволит нам совершить незабываемое путешествие в мир земноводных Австралии. Мы узнаем подробности жизни ядовитых жаб, которые были завезены на континент человеком для борьбы с насекомыми, но размножились настолько сильно, что стали угрозой всей экосистеме.
Марк Льюис сосредоточил свое внимание не только на содержании, но и на форме подачи материала – картина пронизана иронией. Выигрышно использован параллельный монтаж, когда кадры противоположного содержания, словно сталкиваются «лбами», создавая при этом ярко выраженный комический эффект. Стоит упомянуть и отменное качество 3D (между прочим, это первый цифровой 3D фильм, снятый в Австралии) – когда жаба прыгает на камеру, невольно содрогаешься от реалистичности происходящего. Довершает начатое голос Ивана Охлобыстина, благодаря чему история завоевания жабами австралийского континента обрастает дополнительными сюрреалистическими деталями.
Драматическая сага об изнурительной борьбе с неконтролируемым распространением вроде бы и не очень опасных, но чуждых и малоприятных соседей в наши дни приобретает совсем иное звучание. Вслед за «Аватаром», «Районом № 9» и «Монстрами» «Тростниковые жабы» рисуют человека варваром, не признающим никаких средств коммуникации, кроме физической расправы, и, как следствие, не способным установить мир с теми, кто живет рядом с ним. В аналогиях Льюис не стесняется переступать черту: кадры, в которых жаб душат газом, а затем сбрасывают трупы в общую яму, подобраны таким образом, что истребление ядовитых земноводных превращается в холокост. Дело, конечно, не только в своевременной морали: сила Льюиса в остроумном монтаже. Фильм ловко тасует образы, составляя из одних и тех же картинок разнообразные узоры, словно калейдоскоп.
«Оккупация» — отчасти продолжение, отчасти трехмерный ремейк фильма «Тростниковые жабы: неестественная история», снятого Марком Льюисом в 1998 г. Но актуальным его делают не модные технологии, а новый контекст. Понятно, что жабы (особенно в 3D) существа бесконечно занятные, но фильм Марка Льюиса читается сегодня как сюжет не столько о вторжении, сколько об обороне, которую держат люди. А это едва ли не самая актуальная тема современного кинематографа. Мы и они. Их много. Они другие. С ними надо как-то жить. Об этом снимаются социальные драмы и фантастические триллеры, все больше тяготеющие к документальной стилистике («Район № 9»). Но Льюис нашел идеального Другого, на примере которого удобно исследовать самые разнообразные формы контакта.
История не самого страшного экологического недоразумения рассказывается в фильме вполне ироничным тоном, идеально подходящим под выбранную режиссером поэтику кунсткамеры. Документалист Марк Льюис пользуется любым поводом, чтобы показать какую-нибудь экстраординарную жабу-гиганта, живую кучу из скользких гадов, несчастную отравившуюся болонку, подключенную к дыхательному аппарату и капельнице, или татуированного рационализатора, приспособившегося поставлять буфотонин и жабьи ножки китайцам. В общем, тут есть на что поглазеть.