«Сокровище» – это вообще пример идеального фильма. Для российской аудитории фильм будет явно небезынтересен, вопреки расхожему мнению, что эта картина исключительно для внутреннего употребления. Во-первых, потому что хорошей ленте все по плечу. Специально для сентиментальных зрителей – актерская игра дебютантки Габури Сидибе и непревзойденной Мо'Ник, для увеселения – блестящие эпизодические роли и да, Мэрайа Кэрри без косметики. А во-вторых, потому что все вышеописанные социальные катаклизмы имеют к России не такое уж и косвенное отношение. Правда, лакированные методы решения этих проблем вызывают тихое раздражение. А сравнение с российскими реалиями рождает чисто русское, печальное и недоуменное, «ишь».
Cмотреть историю Прешес стоит, и не только потому, что Мо`Ник совершенно справедливо получила за нее актерский "Оскар" второго плана, а Габури Сидибе — номинацию за лучшую женскую роль. "Сокровище" — не просто история несчастий, "Хижина дяди Тома" женского рода или манифест доходящих до ручки от несправедливости мира и собственного зверства обитателей гетто. Дэниэлс по следам Сапфир исследует жизнь девушки, которую никто никогда не любил, а потом она нашла людей, принимающих в ней участие — и преобразилась. При этом по умолчанию получается, что любовь — нечто прямо противоположное сексу. Доказать, что из скотского безмысленного существования, до-человеческого гетто, человека может поднять только братская любовь, кино берется редко, справедливо полагая, что Нагорная проповедь уже была. Как оказалось, бывают исключения.
Зачем смотреть все это русскому зрителю — не вполне понятно. Разве только из антропологического интереса: узнать о жизни черных маргиналов, посмотреть на Мэрайю Кэри без грима (певица играет эпизодическую роль зачуханной, но неравнодушной социальной работницы). Ну и чтобы оценить харизму корпулентной актрисы Сайдибе — при всем своем скудоумии и неприкасаемости ее героиня довольно быстро начинает вызывать большой респект.
Этот совершенно невыносимый социальный хоррор выдержан в весьма востребованном фестивальном жанре, который можно обозвать не иначе как «мама дорогая...». «Сокровище», будучи слишком поверхностным для серьезного социального кино, очень метко стреляет в целевую аудиторию, которой чужды страдания посторонних людей, но лишь только с их помощью она может порадоваться за саму себя. И ведь действительно, что для среднестатистического посетителя мультиплексов может быть более жизнеутверждающим? Достаточно вглядеться в заплаканные глаза зрителя, который примет трогательное посвящение режиссера Ли Дэниелса близко к сердцу, чтобы увидеть там не сострадание, а самые настоящие слезы счастья и сакраментальные истины вроде: «Как же все-таки хорошо, что я не глуповатая, толстоватая и крайне неудачливая девочка из Гарлема».
Кроме двух главных актерских работ, которые если и недостоверны (мало у кого из нас есть личный опыт, позволяющий судить о том, насколько они близки к правде жизни), то внушают уважение нутряной энергетикой, все остальное в этом фильме состоит из духоподъемной патоки в духе шоу Опры Уинфри (которая числится сопродюсером), закачиваемого в головы целевой аудитории самыми примитивными способами. Впечатляет тут одно — непробиваемая самодостаточность Америки, где «Сокровище» единодушно объявили шедевром.