Фильм Рождественская история расскажет нам об очень жадном и скупом человеке по имени Скрудж. Он не ценит друзей, любовь, праздники и обожает только деньги, но у него появляется уникальный шанс за одну ночь изменить всю свою жизнь.
"Рождественская история" снята четко по Диккенсу - практически один в один. С одной стороны, из-за этого многие вещи выглядят явно архаично, но с другой - Земекис поставил именно бессмертную классику Диккенса, не внося в нее никакой отсебятины, - в этом тоже есть определенная прелесть. Нарисовано и поставлено это все - замечательно! Потрясающие виды Лондона XIX века, отличные находки с "пролетом" камеры сверху, блестящая идея с прозрачным полом в доме Скруджа, сквозь который ему показывают различные сцены. Еще лучше это все смотрится в 3D (первый проект студии Disney в подобном формате): я именно так эту картину и смотрел, чему очень рад, - впечатление производится потрясающее.
Несмотря на мрачную картинку и мистический сюжет, «Рождественская история» бьет точно в цель - погружает зрителей в атмосферу праздника и дарит соответствующее настроение. По окончании фильма повсюду мерещится запах мандаринов и кажется, что на улице хлопьями валит снег. Просмотр «Рождественская истории» - достойный способ закалить нервы и подготовиться к началу массовой истерии по случаю грядущего наступления Нового года и Рождества.
"Рождественская история" Земекиса - красивый и атмосферный анимационный фильм, пугающий и вдохновляющий одновременно, с чудесной 3D-картинкой и мультяшным воплощением Джима Кэрри. Но эту сказочную, очищающую душу историю мешает принять червячок сомнения: что же это за добро такое, к которому приходят от противного (как можно быстрее и не оглядываясь)?
Помимо слаженных актерских работ, картина изумляет невиданной дерзостью авторов, в общем-то, совершивших реальный подвиг. Мрачная сказка Диккенса изложена здесь довольно-таки бескомпромиссно: диалоги переданы практически слово в слово, имеется макабрический эпизод с аллегориями на «нищету» и «невежество», половина фильма проходит в кромешной тьме, а от появления призраков Прошедшего, Нынешнего и Будущего Рождества невольно вздрагивают даже взрослые. С целевой аудиторией здесь не считаются, с ней ведут жесткую воспитательную работу. Конечно, есть к чему придраться: все-таки виртуозность владения сложной режиссурой ни в коей мере не способствуют выразительности истории, а излишне академический подход к Диккенсу, рождественские сказки которого и без того чужды сегодняшнему зрителю, временами приводит фильм к некоторому дефициту эмоций.
Cтремление сделать красиво и захватывающе порой несколько подводит Земекиса — «Рождественская история» время от времени проваливается в слишком уж откровенный аттракцион, с бесконечными погонями, живописными полётами и прочими радостями дошкольной аудитории. Понятно, что Земекис всегда славился именно умением выполнять такие вот энергичные кульбиты — но конкретно здесь можно было обойтись без них. Как-никак, чтобы убедительно показать преображение старого скряги в добряка, совершенно необязательно заставлять его биться со всей дури лбом о сосульки. В общем, довольно славная, хотя и не без изъянов, новая версия классической истории.
Земекис снял кино, которое детским назвать довольно сложно. Технология, которой увлечен режиссер, тут не самоцель, а зрелищный метод, позволяющий показать красивые и местами жутковатые картины и пейзажи. Страшная сказка со счастливым концом, катарсис — очищение через страдание, постигший казалось бы безнадежного скрягу и грешника после устроенного ему духами хождения по мукам, все это известно из хрестоматий. Гуманистический посыл получился здесь довольно суровым, фильм местами больше похож на хоррор, чем на невинный святочный рассказ. Ну, так и сказка у Диккенса, прямо сказать, не очень-то веселая, хоть и с традиционным для сюжета хэппи-эндом.
«Рождественская песнь» (а именно так переводится A Christmas Carol) получилась вполне сдержанной, сбалансированной и красивой. Конечно, Земекис не устоял перед соблазном угодить лицам дошкольного и младшего школьного возраста, вследствие чего дядюшка Скрудж чрезмерно долго и увлеченно сбивает лбом сосульки и проделывает много других чисто механических фокусов. Однако эти маленькие веселые эксцессы, в общем-то, не мешают режиссеру, он же сценарист, извлекать из хрестоматийного диккенсовского произведения максимум поводов для ароматной, крепкой, аппетитной, густопсовой готики.
Надо отдать постановщику должное: он взялся за трудновыполнимую задачу, однако сумел решить её достойным образом. И «Рождественская история» действительно сохраняет аутентичную атмосферу викторианской готики, не теряя в зрелищное, необходимой для современного новогоднего фильма-аттракциона. Другое дело, что, следуя стезей многочисленных компромиссов, он не получил в результате чего-то, заслуживающего пересмотра. Он снял яркий, красочный, полный спецэффектов сезонный хит, который ввиду праздничной специфики наверняка станет долгоиграющим шлягером на DVD и Blu-Ray. Но будет ли он так же любим, как его же «Форрест Гамп», «Назад в будущее», «Кто подставил Кролика Роджера?» Ох, вряд ли.
Как ни крути, а достоинств у "Истории" хватает (да взять хотя бы сочную праздничную картинку и – да-да, всё того же «грядущего призрака») — жаль только, что на их фоне недостатки проявляются лишь сильнее. Возможно, когда-нибудь Земекис всё-таки нащупает ту магическую формулу, которая позволит ему от души резвиться в своём любимом формате, не забывая при этом раскрывать свой недюжинный — да, мы до сих пор в это верим — режиссёрский потенциал. И тогда на свет появится новый шедевр уровня "Назад в будущее" или "Форреста Гампа" — в миролюбивом 3D, которое будет не тянуть на себя одеяло, а всего лишь помогать рассказывать историю.
На смену сладкой праздничной сказке «Полярного экспресса» пришла мрачноватая и поучительная история Диккенса. Юмор тут есть, но вполне кладбищенский: когда Скрудж в компании призраков выписывает в небе при луне фигуры высшего пилотажа, ночная рубашка полощется вокруг тощих старческих лодыжек точно саван, а отвалившаяся в порыве ораторского красноречия челюсть покойного компаньона Скруджа Марли (Олдмэн) — это уже и вовсе какие-то байки из склепа.
Освободившись от ярких актерских индивидуальностей, Земекис получил возможность вдоволь поработать с антуражем, и получилось, без преувеличения, великолепно. Проблема лишь в том, что по недосмотру увлеченного окружением режиссера на волю вырвался назойливый огонь диккенсовского гуманизма, засиявший так, что глаза режет даже сквозь трехмерные очки. Пока речь идет о собственно демонстрации последствий неправедной скруджевой жизни, все хорошо – дорожка к смерти и забвению бежит лихо и время от времени закладывает головокружительные виражи с обязательным спилберговским полетом по Луне. Когда же дело доходит до прививки гуманизма, становится даже неловко – понятно, что учиться доброте и щедрости надо с малых лет, но не с таким же зверством, дети в зале все-таки.