В фильме Предел риска один из банковских аналитиков делает рассчет, согласно которому неминуем крах рынка и банк потеряет всё. Лучшие аналитики банка теперь стоят перед выбором, продавать акции или ожидать реакции рынка, на кону огромные деньги и будущее каждого из них, а огромные риски неминуемы.
Си Чендору повезло, что ему удалось собрать столь звёздный состав актёров: Кевин Спейси, Пол Беттани, Джереми Айронс, Деми Мур. Тяжело снять плохой фильм с такими мастерами. Разве что героиня Деми Мур получилась какой-то совершенно блеклой и невнятной, а вот остальная троица удалась на славу, во главе с блистательным Кевином Спейси, чей персонаж помимо проблем на работе страдает и из-за смерти своего пса, который, похоже, был его единственным близким другом. К слову, это ещё раз наводит нас на параллель с "Уолл-Стритом", когда герой Гекко заявил, что если хочешь завести друга – заведи собаку.
От дебютанта Джей Си Чэндора, который, несмотря на отсутствие опыта, взялся за весьма болезненную тему, заведомо ожидались слюни, сопли и какая-то неконтролируемая истерика. Что ж, всегда приятно ошибаться — особенно, если перед тобой вдруг раскрывается неожиданно умный, тонкий и крайне деликатный автор. Вместо того чтобы шагать по проторенной Майклом Муром тропинке и хлестать воображаемым кнутом героев, которые по всем законам жанра должны символизировать алчный капитализм, режиссер делает практически невозможное — он их очеловечивает.
Удивительное дело, финансовые боги, мелкие клерки два часа обсуждают формулы, графики и термины и все это ни разу не скучно. Замечательные характерные актеры устраивают настоящие дуэли: Спейси против Айронса, Беттани против Туччи. У каждого в арсенале сразу несколько убойных, почти гамлетовских монологов о перспективах происходящего и выборе, который вот-вот предстоит сделать, и на это хочется смотреть, смотреть и смотреть. Удалась Джей Си Чендору и жесткая офисная возня, где каждый копает под ближнего своего, не забывая при этом вежливо улыбаться.
Фильм завораживает с первых же кадров, впечатляя одним из самых грустных в истории киноискусства прологов – это как если бы, скажем, вестерн начинался со сцены казни через повешение. Как верно подмечают наиболее проницательные мыслители труд и отлучение от труда являются не экономической и даже не социальной, а экзистенциальной проблемой, вовсе не сводясь к утрате материально-имущественного статуса.
Этот состоящий из одних разговоров, разыгранный блестящим актерским ансамблем в старом "театральном" стиле фильм похож на знаменитый "Гленгарри Глен Росс" (1982) по пьесе Дэвида Мамета, где так же суетились нервные мужчины в пиджаках, а сделки по продаже недвижимости превращались в вопрос выживания. Критики уже окрестили "Предел риска" "бескровным триллером" и прочат Джей Си Чандору будущее нового Сидни Люмета.
«Пределу риска» предшествовали сериал на BBC, сериал на HBO, а также десяток разномастных документалок. Но если те делали акцент на детальной реконструкции событий, приведших к черному понедельнику, то дебютант Джей Си Чендор находит для этой истории форму не то многофигурной драмы (с личными трагедиями рядовых сотрудников), не то полноценного хоррора о двух десятках людей на грани отчаяния, запертых в одной душной комнате — и ждущих лишь того, кто первый нырнет головой вниз с верхотуры небоскреба.
Действие фильма вместе с героями двигается в ночь в качестве комедийного триллера о грозящем стране тяжким утренним похмельем бардаке в типичном офисе. Парни в костюмах выпивают, смотрят на огоньки небоскребов из машин и с крыши. Пол Беттани дает не по годам циничного ловца момента. Кевин Спейси играет добродетель управленца старой закалки. Джереми Айронс старается дать побольше инфернальности в образе владельца фирмы. Есть еще Деми Мур в роли жесткой, но уставшей акулы капитализма и сериальный артист Саймон Бейкер, которому достался беспринципный топ-менеджер новой формации. Но чем ближе то самое утро, тем меньше задора.
Подобным темам посвящено великое множество фильмов, но данная тематика продолжает быть актульной. Скажем больше – сейчас она актуальна, как никогда до этого. Сложившаяся в мире экономическая модель уже доказала свою несостоятельность и только вопрос времени, когда она рассыпется окончательно. В любой момент может вспыхнуть новый мировой кризис, поэтому, если слишком внимательно смотреть фильм, можно почувствовать, как по спине пробегает холодок – ведь, возможно, худшее все еще впереди.
Главная претензия к Джей Си Чандору состоит в том, что, заигравшись в «звёзд в кадре» и залюбовавшись изломом бровей Закари Кинто, а также закопавшись в архетипостроительство, он так далеко ушёл от бизнес-драмы в чуть ли не древнегреческую трагедию, что по дороге сумел выплеснуть с водой и младенца. В этой истории всё слишком абстрактно. Абстрактные финансисты, абстрактный босс, один раз произнесённое слово «ипотека» и пять раз проталдыченная «волатильность». За этим совсем не осталось тех самых «простых людей», о которых всего один раз вспомнили в своём диалоге герои Бэджли и Беттани. Одни сплошные архетипы и прочие симулякры.
В отличие от того же Стоуна Чандор не пытается прикидываться борцом с капитализмом, более того, он не уверен, стоит ли взаправду считать этих людей негодяями. Вместо того чтобы разоблачить или уничтожить их, он не просто дает им шанс, а пытается оправдать, составляя из мелких деталей психологический очерк на тему последовательного превращения человека в мерзавца. Ему прекрасно удаются портреты людей в отчаянии: у Кевина Спейси умирает собачка, Пол Беттани виртуозно ругается матом и нервно курит, Саймон Бейкер бреется в туалете, время от времени кто-то монументально возвышается на фоне ночного Нью-Йорка. Хорошо ли, что этим людям будет плохо? Есть ли у них выбор? Кому нужен пустой героизм?