Фильм По щучьему велению это сказка про то как Емеля на рыбалке вылавливает волшебную щуку, способную исполнять заветные желания. Емеля - парень простой, из трёх, что подарила ему рыба-чародейка, два первых желания уходят на сущие пустяки, но когда он понимает, что всё на самом деле сбылось, то третье желание всё-таки решает оставить на потом, а вот руки Анфисы, дочери царя, добиваться уже своими силами. Впереди его с щукой ждёт большое путешествие до земель Кощея в попытках отыскать скатерть-самобранку. Преодолеть придётся немало препятствий и опасностей, но в первую очередь осознать, что сила не в магии, а внутри, в самом себе.
Однозначно удачная попытка создателей говорить со зрителем современным языком с англицизмами и тарабарщиной, бизнес-терминами и мемными отсылками.
Сказка "По щучьему велению" получилась не похожей ни на какие другие, потому что автор сценария Александр Архипов признался обозревателю "РГ", что писал специально для своей дочки, 9-летней Алисы. А уж если папа пишет специально для дочки, то и другим детям будет интересно.
В фильме много динамичных и забавных эпизодов, так что маленькие зрители, скорее всего, не заскучают, а для взрослых есть кот Баюн и его сентиментально-блатные песни. За всем этим спрятана классическая история взросления: по-настоящему счастливый финал Емеля заслуживает, только когда проявляет наконец немного альтруизма и начинает принимать во внимание чувства окружающих.
Главные герои – Емеля и Василиса хоть внешне и смотрятся будто сошедшими со страниц иллюстрированного сборника сказок, но по харизме и органичности существования в утрированном пространстве магического реализма уступают многим второстепенным героям.
«По щучьему велению» делали те же люди, что хит почти трехлетней давности «Конек-горбунок». Новая картина получилась гораздо обаятельнее. Черт его знает, почему: может, потому, что на этот раз решили концентрироваться не на спецэффектах, а на персонажах. А может, потому, что лучше подобрали актера.
Как и подобает сказке, «По щучьему велению» рассказывает о нравственной эволюции героя, бичует пороки и напоминает о важности дружбы. Это очень добрая история, где даже участь получивших по заслугам злодеев не слишком ужасна.
Картине совершенно точно не хватает взрослости. Публика, которую интересом не заразят дети, может остаться в положительном, но очень спокойном отношении. Хотя есть вариант, что у съемочной группы еще осталось одно желание для их собственной щуки.
Взрослый зритель заскучает из-за простого сюжета, зато от визуала не оторвется. Камера не раз пролетит над умиротворяющими озерами, богатыми городами и живописными полями, где ветер аккуратно стелет траву. Все это влюбляет в родину сильнее патриотических шуток о столице, которая похорошела при царе.
«По щучьему велению» — вполне неплохой семейный блокбастер отечественного производства. Это добрая и простенькая история о взрослении, на которую обычно ходят целым классом на каникулах или всей семьёй на выходных. Может, немного неказисто, но она показывает, насколько в жизни важна любовь.
Серьезная проблема картины — сырой сценарий. Он объединяет в себе несколько фольклорных сюжетов — основной, естественно, про Емелю, но, к примеру, эпизоды с гостьей из загробного мира в общую тональность никак не вписываются. Про нее буквально можно сказать, что она пришла из другой сказки.
В «По щучьему велению» словно бы не хватает волшебства: и в графике, и в действиях героев, и в шутках, которые сводятся, в основном, к противостоянию отечественного и западного. Тут стоит отдать должное, что тот же заморский лорд, хоть и карикатурен, но не то чтобы глуп, а русский Емеля хоть и добр, но, как водится в сказках, небольшого ума. При этом все разнообразие мужских героев уходит на второй план: самыми яркими (независимо от костюмов) и всё-таки не однотонными ролями могут похвастаться лишь Мила Ершова и Алина Алексеева.