Фильм Перси Джексон и похититель молний - это история 12 летнего мальчика, который является сыном древнегреческого бога Посейдона. Он отправился в Америку в наше время, чтобы вернуть украденную у Зевса молнию и предотвратить войну между олимпийцами. Вместе с друзьями: сатиром и дочерью Афины его ждёт невероятное приключение.
Спору нет, Коламбус — профи, знающий, как ваять блокбастеры, а Лерман — заметно более живой юноша, нежели тормозной Дэниел Рэдклифф. Смотреть этот современный поп-сиквел к мифам Древней Греции весьма нескучно. Другое дело, что экранизация убила главный плюс книг Риордана: сочный нарратив от первого лица, где герой предстает ушлым харизматиком с явным чувством юмора. Лерман техничен и пластичен, но обаяния ему не хватает, а иронии в сценарии — как снега в Сахаре. Чиновники со студии, видать, решили упростить образ героя, чтоб любой двоечник мог без труда себя с ним идентифицировать.
Коламбус протащил Перси Джексона через миллион приключений с невозмутимостью доктора, удаляющего аппендицит. Восхищение чудесами, которые он создает на экране, все время спотыкается на чувстве, что каждое из них прошло тщательный отбор на фокус-группах, проанализировано отделом маркетинга и снабжено биркой "одобрено Минздравом". Но, так или иначе, чудеса остаются чудесами, а первый фильм любой франщизы — всегда самый плоский и безвредный, чтобы не распугать зрителей. Есть у Коламбуса сердце или нет, но Пирс Броснан в роли кентавра Хирона и изумительная Ума Турман в роли змееволосой Медузы-горгоны — это прямо новый виток карьеры для обоих, став живыми легендами логично играть героев мифов. Детей стоит сводить обязательно — Гаспарова и Куна читать все равно не заставите, а истории о том, почему Медуза обросла змеями и как Персефона попала к Аиду, можно и не рассказывать.
"Перси Джексон и похититель молний" - это много приключений, изящные мотивы древнегреческих легенд и мифов, ироничный тон и приковывающие внимание спецэффекты. Попытка сценариста заставить девочек и мальчиков из целевой аудитории, которые росли без папы или мамы, ассоциировать себя с героями фильма не удалась, потому что не получилось самих увлекающих героев. Зато удалась поучительная сказка, побуждающая верить в себя, превзойти своих наставников и никогда не прекращать учиться.
Крис Коламбус еще только шестой десяток разменивает, а симптомы преждевременного старения уже дают о себе знать. В новоявленной сказке про «Перси Джексона и похитителя молний» невооруженным глазом заметно, что режиссерская хватка стала мягче, а чувство юмора ощутимо притупилось. Сделать честно и качественно, как диктует тренд, оказалось несложно: поучительный экскурс в древнегреческую мифологию здесь маскируется под двухчасовой аттракцион. Детки предсказуемо ликуют, родителей хоть и укачивает, но все же не скучно ни на секунду — как говорится, и на том спасибо. Есть, конечно, некоторые претензии к хлипкой, рафинированной и довольно маразматичной, в прямом смысле этого слова, литературной основе, тем не менее, все крамольные мысли во время просмотра лучше гнать от себя поганой метлой.
Все два часа предположительно первой части приключений Перси Джексона мы наблюдаем за забавным мероприятием — как Крис Коламбус прилежно блюдёт букву сюжета книжки и параллельно вычищает из содержания все намеки на любую, даже самую малюсенькую глубину. В общем, бодрое, но сильно обезжиренное приключение с картинками для детей и юношества.
Несмотря на Криса Коламбуса, мальчика и магию, это не новый «Гарри Поттер». Это, скорее, образовательная программа по мифологии, с хорошими актерами и плохими спецэффектами. А кстати, могла бы быть прекрасная серия для средней школы: в следующей книге герой выяснит, что он полукровка, сын человека и инфузории, и должен спасти свою маму от почкования. Биология будет выучена за час.
"Перси Джексон" — фильм настолько хороший, насколько может быть хорошей молодёжная сказка с идиотской историей, хорошими диалогами, средним экшеном и отличными актёрами. Средний фильм, короче говоря. Остаётся надеяться, что авторам продолжений (которые неотвратимы, как восход солнца) хватит сил и ума, чтобы избавить их от недостатков "Похитителя молний".
Возможно, сказалась слабоватая (в сравнении с книгами Дж.К. Ролинг) литературная основа, невзирая на то что романы Рика Риордана тоже значатся в списке бестселлеров. Коламбас и сценарист Крэйг Тайтли, очевидно, решили свести к минимуму все «промежуточные» сцены, предельно насытив повествование приключениями. А специалисты по визуальным эффектам постарались, в свою очередь, придать событиям зрелищность, сделав образы броскими и красочными – дескать, чтобы не было стыдно и перед эллинами! Центральными оказываются, естественно, эпизоды, когда друзья добывают жемчужины Персефоны, особенно – встреча с Медузой в исполнении смертоносной красавицы Умы Турман. Хотя на фоне лучших образчиков фантазийного суперзрелищного кинематографа (и не только последних лет!) картина выглядит, право слово, бедновато.
Желание людей добыть себе денег и славы на волне, поднятой Гарри Поттером, приобретает формы всё более и более причудливые. Даже если бы Крис Коламбус, постановщик первых двух опусов поттерианы, снял фильм под названием, скажем, «Индиана Джонс и Ежик в тумане», то и тогда бы ему вряд ли удалось разогнаться до такого градуса несусветности, как в «Перси Джексоне». Реплики и диалоги в «Перси Джексоне» – отдельная песня. К несчастью, главврачу не хватило литературного таланта, поэтому спичи лучших умов больницы пошли на экран без какой бы то ни было обработки. Впрочем, того, кто выработает иммунитет к словесной части фильма (изобразительная целиком взята из похождений Гарри Поттера, только со значительным ухудшением качества и с явной халтурой по части компьютерных эффектов), в финале ждет нечто незабываемое, а именно – пленарное заседание олимпийских богов.
«Перси Джексон» больше всего похож на какую-то праздничную телеподелку. Путешествующие безмозглые подростки попадают к звездам, переодетым в мифических персонажей, те им либо помогают, либо дерутся с ними – а в конце все хорошо. Такая манера пересказа греческих мифов сведетельствует, скорее, о недалекости слушателя, что, в общем, вывод не утешительный.
Перед нами квинтэссенция жанра, не разбавленная ничем, включая греческих богов, которые, ввиду скорого греческого дефолта, поспешили также поскорее эмигрировать в страну бейсбола и демократии. Скука, уныние, отсутствие сюжета, несмешные шутки, подростковая тупизна поступков и куча знаменитостей во второстепенных ролях — вот вам ваше подростковое фэнтэзи. Пора, пора прикрывать лавочку окончательно. Вот только последние ГП оттарабанят свой фокстрот, да окончательно порешается вопрос с «Нарнией».