В фильме Город воров Дуг МакРэй, профессиональный грабитель банков, влюбился в служащую банка Клэр, которую взял в заложницы во время одного из налётов его подельник Джем. Клэр была в повязке и ничего не подозревает о жизни Дуга, но по следу грабителей идёт федеральный агент Фроули, а Джем начинает сомневаться в надёжности Дуга. Тогда перед Дугом встаёт сложный выбор: предательство или потеря любимой.
«Город воров» традиционен до мозга костей — здесь с первых же секунд абсолютно прозрачен каждый поворот сюжета. Но вся эта брутальная бандитская романтика: выбор между желаниями свободы и преданностью товарищам, последнее дело, идущее наперекосяк — воспринимается Аффлеком с поразительным спокойствием. История разворачивается неспешно и уверенно, без суеты и лишних движений. В половине западных рецензий поминается священная фамилия «Иствуд», во второй — не менее значимая «Манн». На одну полку с большими Аффлеку, конечно, пока рановато — но он явно понимает разные важные вещи о том, что сделало тех же Иствуда и Манна столь крупными фигурами в кино. И если ему хватит усидчивости и терпения, то не исключено, что сравнения с такими людьми скоро превратятся из благодушных авансов в честную констатацию факта. И знаете — глядя на «Город воров», как-то хочется, чтобы именно так всё в конце концов и сложилось.
То, что в первом фильме можно было счесть случайной удачей, в «Городе воров» оказалось авторским почерком. Сила Аффлека в том, что он отнюдь не выпячивает свои способности: как и для татуированных бостонских отморозков, крутость для него нечто само собой разумеющееся, вроде обязательного удобного костюма Adidas. «Город воров» снят почти без рапидов, плясок с камерой и игр со светом. Самые сильные сцены сделаны быстро и просто, как бы походя, а матч-пойнт в середине фильма Аффлек разыгрывает с той же угловатой грацией, с какой его Даг проворачивает ограбления. Да, в памяти немедленно всплывают обязательные Клинт Иствуд и Майкл Манн: драматургически картина местами близка к «Схватке». Но Аффлек не мимикрирует и не заимствует, а наследует традиции, как это было, скажем, со Скорсезе и Джоном Ву. Сегодня найдется не много криминальных фильмов, во время просмотра которых не приходит в голову взглянуть на часы. Все два часа визита в «Город воров» делать этого совершенно не хочется, и этому эффекту радуешься, наверное, больше всего.
Даже в нынешнем виде картина, на мой взгляд, уже несколько затянута, и, когда ближе к финалу все-таки начинается очередной экшен - ограбление, как-то облегченно вздыхаешь. Но снято все очень и очень достойно - на твердую четверку. Эффлек действительно очень неплохой режиссер. И хотя я категорически считаю, что постановщику совершенно противопоказано играть в своей картине главную роль (исключение в виде Вуди только подтверждает правило), тут все получилось достаточно ровно.
Вторая картина Аффлека получилась не такой глубокой и проникновенной, как первая. Однако и планы у режиссера на сей раз были качественно иными: выдать на-гора вполне коммерческий, продаваемый продукт. В итоге, в «Городе воров» достаточно экшена и саспенса, сантиментов и сурового (как это ни парадоксально звучит) урбанистического мелодраматизма. Немало в картине и цитат. Сюжетно вторая режиссерская работа Аффлека перекликается со «Злыми улицами» и «Отступниками» Мартина Скорсезе. Поклонники фильма «Схватка» увидят, что весь экшен «Города воров» снят, подобно манновским сценам ограбления банка и уличной перестрелки - в самой что ни на есть реалистичной манере. Бену Аффлеку как режиссеру быть – и быть обязательно. А лицедейство… По другую сторону камеры ведь значительно интересней.
«Город воров» всю дорогу грешил гангстерскими банальностями ради ещё более стародавнего вопроса, но то, как он дал на него ответ, стоит дорогого. И уже на фоне этого ответа можно начинать со вкусом разглядывать и опасного героя Джереми Реннера, и нестареющего «цветочника» Постлетвэйта, и вполне своеобычного Криса Купера, который, кажется, не менялся со времён «Красоты по-американски». А ещё в фильме есть Ребекка Холл, которая ещё раз с успехом продемонстрировала, что Вуди Аллен плохих актрис не привечает. В общем, мозаика сложилась буквально на последних секундах. Фильму, как и нам, повезло.
На сей раз режиссер Бен Эффлек рискнул взять на главную роль актера Бена Эффлека — и не прогадал! Лицедей, карьеру которого колбасило от отличных работ до антипремии «Золотая малина», сыграл одну из своих лучших ролей, создав противоречивый образ преступника поневоле. А режиссер продемонстрировал умение выстроить не только диалоги, но и экшн, и саспенс: чумовая погоня с грабителями в дурацких масках монашек достойна классики жанра, а короткий эпизод за столиком, когда Клэр вот-вот увидит татуировку и все поймет, оценил бы сам маэстро Хичкок! Нельзя не отметить две блистательные роли второго плана: лауреат «Оскара» Крис Купер всего в одной сцене создал мощный образ отца Дага, а номинант «Оскара» Пит Постлетуэйт в роли Ферги Цветочника всего несколькими яркими штрихами явил очень необычный образ мафиозного босса. Плюс изумительная операторская работа лауреата «Оскара» Роберта Эллсвита! Непонятно одно: какого тойфеля отличный фильм опять идет в пустых залах?!
Бен Аффлек уже снял одну криминальную драму о Бостоне — в дебютной картине «Прощай, детка, прощай» он наглядно показал, что средний актер может быть хорошим режиссером. В «Городе воров» возвращение в родную приморскую сырость, увы, никак не поспособствовало блистательным результатам. Фильм оказался не столько криминальной драмой, сколько обычной мелодрамой — с интрижкой, размолвками и счастливым финалом. О второй «Схватке», на которую намекал ловко склеенный трейлер, тут речи не идет: Аффлеку не дается экшен, и он совсем не понимает, как правильно выстраивать мизансцены с перестрелками.
Чтобы понять, с какой целью работники российской компании-дистрибьютора «Каро Премьер» переименовали ленту в «Город воров», достаточно ознакомиться с эпиграфом – вернее, сразу с несколькими глубокомысленными высказываниями, предваряющими действие. Это, по идее, должно насторожить зрителей, настроившихся на очередной heist movie, несмотря на всю эффектность и напряжённость пролога – сцены налёта на банк. Рядом тонких деталей авторам удаётся – с удивительной, не могу не заметить, лёгкостью и без ущерба для остроты детективной интриги – высветить в избитых сюжетных линиях свежее, человеческое измерение. Будем с нетерпением ждать новых постановок Бена Эффлека!
После выдающегося режиссерского дебюта Бен Аффлек был просто обязан доказать, что «Прощай, детка, прощай» — не случайность. Безусловно, в какой-то мере ему это удалось: «Город воров» — это чрезвычайно убедительная многофигурная конструкция, очень добротное выступление на территории живых классиков, по-настоящему целостное драматургическое произведение, которое, однако, по определенным причинам вызывает не восторг, а скорее недоумение. Понятное дело, криминальные разборки не должны являться самоцелью, впрочем, фоном для долгого, протяжного, патетического нытья, которое ежеминутно устраивается главным героем, они тоже быть не обязаны. Конечно, ругать за подобное излишне: жесткость набивается с опытом, а потенциала у Аффлека хоть отбавляй. Ну а то, что «Город воров» по своей сути оказался махровой мелодрамой про непомерно сентиментальных бандитов — это, в принципе, не так уж и страшно. Было бы куда страшнее, если он выдавал себя за нечто большее.
Первый час в фильме купаешься, искренне радуясь всей этой пальбе, длиннотам и душещипательным разговорам в прачечной. Потом начинаешь замечать, что пафоса тут все-таки больше, чем держит история, а характеры гуляют сами по себе. Реннер по инерции дает сбрендившего сапера из совсем другого фильма. Экзистенциальный поединок Джона Хэмма с собственной прической, четвертый сезон гипнотизирующий поклонников сериала «Mad Men», на большом экране смотрится слегка комически.