Фильм Враг Государства №1: Легенда - вторая часть истории про Жака Месрина, великого французского гангстера, прославившегося у себя на родине больше, чем самая яркая кинозвезда. Авантюры Месрина всегда были головокружительно бесшабашными, отчаянно дерзкими и абсолютно непредсказуемыми по своему замыслу. Не зря его называли «человеком с тысячью лиц». Отправляясь на новое крупное дело, он всегда изменял облик, делал пластические операции, использовал грим, перевоплощаясь до неузнаваемости. Его боготворил народ, им восхищались женщины, а власти считали «врагом государства номер один». Его лихие «подвиги» и многочисленные побеги из тюрем, умопомрачительные любовные романы, феерические приключения и исключительно циничное, но по-галльски остроумное многолетнее издевательство над полицией — все это ныне превратилось для французов в подлинный народный эпос. Месрин был героем или злодеем. которым восхищалась вся Франция.
На выходе получается довольно удивительная штука — выдержанный по всем правилам криминальный фильм, в котором нам тихонечко и незаметно предлагают взглянуть на привычного героя подобных фильмов немножко другими глазами. Очень тонкая и нестандартная работа. Высший класс.
Если рассматривать закрывающую главу настоящего байопика обособленно от вступительной, в ней можно выделить следующие положительные моменты: великолепную актерскую игру - на этот раз не только Касселя, но и, например, Матье Амальрика в роли одного из новых подельников Месрина, яркое музыкальное сопровождение из французского ретро, англоязычного рока и деликатных оркестровых дорожек, и отдельные визуальные находки, вроде капель крови, плавно сползающих одна за одной с волос покойного главного героя. Тем не менее, воспринимать цикл «Враг Государства №1» следует все-таки как единое полотно, не пытаясь сравнивать картины между собой и искать между ними существенные отличия, которые отсутствуют в принципе. Перед нами очередная гангстерская сага, весьма удачная, хотя бы потому, что произведена в Европе.
Режиссер фильма Рише тоже знает, что нам нужен драйв — и здесь его, как лошадиных сил в автомобилях, достаточно. Разбавляя честное благородное слово из мемуаров бандита городскими легендами и собственными фантазиями, авторы твердо держатся простого, но эффективного, как «калашников», стиля. Мерин грабит банки по старинке: без примочек, хитроумных комбинаций и китайских акробатов — только силой убеждения, подкрепленной огнестрельным оружием. Следить за этим одно удовольствие.
От этих многочисленных картинок, постоянно куда-то исчезающих героев и прочей суеты в итоге остается примерно такое содержание: жил такой парень, ни в чем себе не отказывал, колотил понты и доколотился в итоге. Красиво, безусловно, но как в том старом анекдоте: сынок, понты бывают фронтальные, вертикальные, диагональные и хаотические. Во «Враге государства» они все больше как раз такие и есть.
Рише снял классический байопик с совершенно неожиданных ракурсов. Получилось так, что трагифарсовый «Враг государства», как глупо бы это и не звучало, оказался скроенным по лекалам примитивной, но в данном случае эффектной анимации. Жак Мерин в сиквеле – не столь криминальная легенда, сколь эдакий Багс Банни, остро отпускающий смешные шутки, и ловко увиливающий от глуповатой жандармерии. Во-вторых, мультипликационная природа отношений персонажей ленты на удивление грамотно сбалансирована колоритными актерскими работами.
Из явных недостатков лишь то, что ни первого, ни второго для целостного восприятия ленты не хватает.
Учитывая, что первая часть приключений Мерина, поставленная по его воспоминаниям, заканчивалась жесточайшим расстрелом каких-то ни в чем не повинных пожилых егерей, — от второго фильма, показывающего финальные, не поместившиеся в автобиографию годы, резонно было бы ждать чего-то вроде деконструкции героя. Но нет — как ни в чем не бывало еще два часа качественной стилизации под криминальные фильмы 70-х. Плюс остроумные переодевания а-ля «Фантомас». К второстепенным героям картина равнодушна, как был равнодушен к ним, должно быть, и сам Мерин: персонажи исчезают без следа, как только становятся не нужны режиссеру с героем.