В фильме Восстание Планеты Обезьян действие
Кино легко обходится без всяких глупостей вроде метафор (обезьяны здесь просто обезьяны, а не угнетённые массы), глубокомысленных выводов (взять и запретить науку) и будто бы очевидной ерунды (из человеческой расы не сделали чудовищ). Отсутствие второго дна или каких-либо потаённых отделений, естественно, не позволит «Восстанию» пробиться в высшую лигу интеллектуальных блокбастеров, но, может, такой цели вовсе и не ставилось. Значит, и не по чему сокрушаться.
Главная и одновременно самая крутая шутка Уайатта — в том, что эта остроумная песнь анти-человеколюбия аранжирована в крепкое и мощное развлекательное кино. С формой большого блокбастера он, даром что новичок, обращается на редкость уверенно — никакого мельтешения, никакого насилия над глазами, всё снято ярко, внушительно и внятно. Такими темпами фильма через два-три у нас будет, грубо говоря, новый Нолан. Вердикт Кочерыжкина - остроумное человеконенавистническое кино, убедительно маскирующееся под мощное летнее развлечение.
Достойное, захватывающее, эмоциональное дополнение к почетному марафону обезьяньих фильмов. Восстание приматов неизбежно. Сиквелы весьма вероятны. Только когда Цезарь собирает отряд разумных приматов, фильм начинает восприниматься как "мыльная опера", приправленная научной фантастикой. За долгое ожидание "Восстание..." вознаградит зрителя лучшей финальной экшн-сценой этого лета: вооруженный отряд копов противостоит обретшим разум обезьянам на мосту Золотые Ворота — борьба людей, обреченных на двухмерное мышление, с приматами, которые могут и карабкаться, и стрелять.
Номинально фильм является римейком 4-й части киносериала, «Покорение планеты обезьян» (1972), но на самом деле перед нами — полная перезагрузка франшизы. Несмотря на отдельные проблемы с логикой, первая половина ленты смотрится с немалым интересом. К сожалению, когда начинается «трах-бах», притча уступает место глупому экшну, а логика окончательно делает зрителям ручкой и сигает с моста... И это очень жаль, потому как визуально-акустическая составляющая безупречна! Надеюсь, в сиквеле содержание не отстанет от формы настолько фатально.
С одной стороны, рассказываемая в Rise of the Planet of the Apes предыстория победы обезьяньего Сопротивления идеально укладывается в каноны новейшего иммунобиологического триллера, интересно перекликаясь с множеством картин – от «Двенадцати обезьян» Терри Гиллиама до «Химеры» Винченцо Натали. С другой стороны, у этой медали есть этическая сторона: она-то как раз наиболее интересна. При этом создатели фильма твердо убеждены, что для качественного развития – не просто интеллектуального, но, прежде всего, духовного – вполне достаточно одной лишь стимуляции мозга.
Это достаточно хорошее кино, чтобы с пользой провести время около большого экрана и не кривиться при мысли о продолжении. Вывеска картины и ее открытая концовка предполагают немедленную сиквелизацию, так как назвать первую часть более как «Восстанием Цезаря» язык просто не поворачивается. Вторая серия, несомненно, будет больше соответствовать названию своего предшественника, и, мы надеемся, поднимет планку франшизы на новый качественный уровень.
История невероятной дружбы молодого ученого Уилла Родмана (Джеймса Франко) и его подопытного – шимпанзе Цезаря, символизирует многовековые отношения человека и окружающего его мира. Здесь же создатели фильма обошли и литературный источник, и все предыдущие ленты, наглядно показав, откуда могли взяться сверхсмышленые обезьяны – разумеется, только в результате экспериментов человека.
"Восстание планеты обезьян" можно считать удачным и обязательным для просмотра. И потому, что в нем хватает по-настоящему берущих за душу эпизодов, и потому, что он представляет вполне аргументированную версию предыстории "Планеты обезьян", и потому, что стоит в очередной раз полюбоваться на работу Энди Серкиса, который давно уже заслуживает номинации на самые престижные кинематографические премии. Ну, и все любители посудачить на тему - "как эти макаки могли победить человека со всеми его ракетами и авианосцами" - получат ответ на свой вопрос. Создатели "Восстания планеты обезьян" придумали очень изящное объяснение.
Как бы ни призывали авторы подходить к ленте непредвзято и оценивать её в качестве самостоятельного произведения, шлейф ассоциаций не просто неминуем, но – заставляет обратить повышенное внимание именно на отличия, на привнесённые новшества. Разумеется, существенно выросли возможности специалистов по компьютерной графике, добивающихся потрясающей реалистичности и в то же время – динамизма и зрелищности.
Специалисты по графике справились просто превосходно. Цезарь был дорисован настолько тщательно, что не вызывал ни малейшего подозрения. Все остальные спецэффекты только добавляют картине все необходимое для смотрибельности. В общем, ровно до самой концовки фильм радует абсолютно всем, если не считать сцен жестокого обращения с животными. А вот конец, повторюсь, так себе. После титров есть тоже немного кадров, так вот, они еще хуже.
Людей, неплохих и порой даже разумных существ, в картине режиссера Руперта Уайатта олицетворяет прежде всего Джеймс Франко. Он откровенно скучает в роли вирусолога, прививающего обезьянам препарат, который, возможно, поможет вылечить синдром Альцгеймера — от него страдает отец героя. На подопытную обезьяну лекарство действует очень бодряще, ее умственные способности растут на глазах, однако безмятежный ход эксперимента по недоразумению оказывается нарушен гибелью беременной шимпанзе, детеныша которой герой берет на воспитание. Чудо-препарат, улучшающий мозговую деятельность, малютка впитал еще в утробе матери, и результат не заставит себя ждать.
В смысле ревизии сюжета Уайатт, пожалуй, не так радикален, как Бёртон, для которого покрыть шерстью известных артистов было явно интереснее, чем разобраться в идеологических хитросплетениях сериала. В смысле идеологии, впрочем, обновленные обезьяны тоже пока что не особо стремятся к борьбе с человеком. Они не похожи на угнетенный пролетариат и свободу берут, чтобы просто уйти в леса. Но мы, люди, знаем, что не оставим их в покое. Опять подведет жажда наживы: захотим проложить новую платную автодорогу через лес, а спровоцируем подъем революционных настроений.
Хотя "Восстание планеты обезьян" и не будет претендовать на высокие награды (разве что за спецэффекты), он достоин того, чтобы уделить ему время. А для тех, кто решит таки посетить кинотеатр, небольшой совет напоследок: не спешите уходить из зала с первыми титрами. Самые терпеливые зрители узнают несколько больше.
Шимпанзе спешно осознает всю бедственность своего положения в мире людей — и решает избавить от жестокого ига прямоходящих и себя, и сородичей, причем подняв всепланетный бунт. Разом, таким образом, снимается антивоенный пафос оригинала (там в планету обезьян Землю превращала ядерная война) — так что главным достоинством нового фильма , похоже, станет участие Энди Серкиса. Именно ему досталась роль главного примата — и у него получится, мы знаем.
Родовое проклятие сюжета, выраженное в его изначальной непригодности для голливудских методов постановки, не замедлило сыграть с создателями злую шутку и теперь. А именно, отстрелявшись птичьим языком генетики и фармацевтики в первые минуты, фильм тут же увяз в перипетиях становления Цезаря сотоварищи, а где коготок, там и всей павиане пропасть. Нет, конечно, пиф-паф нам покажут, и герой Джеймса Франко ещё попрощается со своим питомцем, и закат человечества нам проиллюстрируют, но ничего такого, чтобы зритель с горящими глазами выходил из зала, нам уже не преподнесут.
«Восстание Планеты обезьян» - не более чем компиляция заезженных штампов, собранных не то чтобы в единое целое. Фильм вторичен до основания, это разменная монета в копилку голливудских блокбастеров. Хоть и сверкает, и даже звенит. Это кино привлечет внимание зрительских глаз, но не проникнет глубже, подобное попавшей в них соринке. Досмотрел — и нет больше соринки, не смотрел — ее и не было.