В фильме Укрытие главного героя регулярно мучают ночные кошмары про шторм и конец света, и он всячески пытается разобраться в том, не являются ли эти сны пророческими, пытаясь спасти жену и дочь от надвигающихся несчастий.
При этом одно остается несомненным – оглушительный эффект, который производит «Укрытие» что на искушенного фестивального сноба, что на ни о чем не подозревающего любителя пощекотать нервы очередным голливудским триллером. Пожалуй, главная заслуга здесь принадлежит не столько сценарию или недюжинному режиссерскому дарованию Николса (его новый фильм, кстати, опять будет показан в Канне, на этот раз в конкурсе), сколько великолепно подобранному актерскому ансамблю.
Потрясающий Майкл Шэннон так играет обывателя с психическими проблемами, что этот образ надолго останется с вами после того, как на экране погаснет последний кадр.
Но в отличие от самовлюбленной триеровской «Меланхолии» (или скорбной «Туринской лошади» Тарра) картина Джеффа Николса — кино зрительское от первого и до последнего кадра. Поначалу, глядя на совершенно гениально солирующего здесь Майкла Шэннона, на его дрожащие руки и на бегающий в панике взгляд, сложно отделаться от мысли, что фильм Николса исследует природу человеческого безумия. Но это не совсем так. «Укрытие» очень внятно и невероятно точно рассказывает о тревоге иррациональной; тревоге, рождающейся из повседневного спокойствия.
Николс признавался, что фильм родился из ощущаемого им всеобщего беспокойства, поделенного на всех жителей планеты чувства, будто все наши ценности могут исчезнуть за секунду. Эта тревога пронизывает весь фильм — и расцветает болезненным сиянием в его грандиозном финале, забыть который, поверьте, не получится и в следующей жизни.
«Укрытие» — из тех фильмов, которые так же легко полюбить, как и возненавидеть. Например, лента вполне способна осчастливить любителей глубинных смыслов и множественных подтекстов: при желании здесь можно углядеть и мотив одиночества в толпе, и западные фобии в отношении некоей неясной, но неотвратимой внешней угрозы, нависшей над размеренным бытом, и чисто мужской страх перед ответственностью за семью. А можно ничего этого не углядывать и в финале остаться с пустотой и вопросом «что это было?». Выбор, конечно, за вами.
Но, возможно, если бы герою попался более находчивый психиатр, чем те, что сидят в бесплатной консультации, он бы переориентировал одержимого строительством пациента на другую часть общемужской жизненной программы — например на то, чтобы завести сына: этот план имеет перед рытьем штормовых укрытий хотя бы то преимущество, что на начальных стадиях не обязательно влезать в кредитную кабалу, да и сам процесс его осуществления с чисто кинематографической точки зрения может оказаться гораздо увлекательней.
Дуэт Майкла Шеннона и Джессики Честейн вышел достаточно гармоничным, хотя она смотрелась конечно же в тени блистательного Майкла, стянувшего на себя всё одеяло "Укрытия". Эта картина получила две пальмовые ветви на минувшем Каннском кинофестивале. Не очень понятно, чем же эта лента так понравилась жюри, особенно на фоне других конкурсантов. Тем не менее, "Укрытие" - вполне смотрибельное кино как для широкого зрителя, так и для избалованных киногурманов.