В фильме Третий лишний мальчик однажды желает, чтобы его игрушечный медведь ожил и стал настоящим. Чудо происходит, но годы идут. Мальчик вырос, а с ним вырос и его живой плюшевый друг, ставший циничным, грубым и постоянно путающимся под ногами, когда главный герой пытается обустроить личную жизнь.
Но всё равно — даже разваливаясь по итогу на части, «Третий лишний» остаётся в памяти набором невероятно прекрасных лоскутков. Диалог о непостижимой природе тупых шуток. Сольный номер Уолберга с деревенскими женскими именами. «Флэш Гордон». Битва медведя с гусем. Шутка про Тейлора Лотнера. Всё это хочется иметь при себе всегда.
Это далеко не единственный момент, из-за которого лицо то и дело расплывалось в блаженной улыбке, чего только стоят Громовая Песня, эпический бой между Тедом и Джоном, который дает 100 очков форы финальной схватке героя Лиама Нисона в «Заложнице» :), непрервный стеб над всем и вся («Не важно кто ты, пускай даже Джастин Бибер, со временем всем на тебя насрать!») или уморительные сравнения, как это было в начале фильма с Тедом и младенцем Иисусом…
Именно этого и ждали от любимого автора многочисленные адепты, ведь для подсевших на мультипликационную иглу МакФарлейна мягкий поучительный юмор каких-нибудь «Симпсонов» — как пляжи Хургады для бывалого моржа. Конечно, 50-миллионный студийный бюджет заставил режиссера слегка приспустить клапан и воздержаться от совсем уж радикальных экспериментов, но со времен «Мальчишника в Вегасе» никому не удавалось снять столь удачный и правдивый (с поправкой на говорящего медведя) фильм о том, над чем принято смеяться в курилках.
«Третий лишний» – это веселая комедия для взрослых, которая рискует остаться лучшей не только этим летом, но и во всем 2012-м году. Смелый юмор, хотя местами и пошлый, не создает чувства неприязни и органично вписывается в историю, где талантливые Марк Уолберг, Мила Кунис, Джованни Рибизи и Сет МакФарлейн побуждают зрителя смеяться и даже сопереживать неприятностям Теда, всерьез рассматривая вероятность повторного просмотра, что не так уж и часто случается в данном жанре.
Дебют МакФарлейна в кино, несомненно, удался. Опыт в сатире и пошлости, приобретенный им в течение его мультипликационной карьеры, скрещенный с "легким" жанром и колоритными актерами породил прекрасно поставленную, уморительную и просто приятную комедию, в которой даже сортирный юмор подан так, что волей-неволей засмеешься (сам не думал, что когда-либо скажу подобное).
Галкины и прочие пародисты должны сейчас просто умереть от зависти. Конечно, очень жаль, что многие не услышат оригинальной озвучки Теда голосом Питера Гриффина. Да и большинство шуток в "официальном" российском переводе будут естественно сглажены и откровенно испорчены. "Третий лишний" – великолепный старт в большом кино большого мастера. Очень хочется надеяться, что Сет продолжит творить и дальше. Полагаю, что в своём таланте он убедил уже всех и вся.
С другой же стороны — режиссер, снимающий настоящее жанровое кино, сумел изрядно его освежить. То есть, да, можно назвать массу фильмов про то, как старый друг-раздолбай мешает построить любовь, но в данном случае в этой роли выступает даже не Карлсон, а настоящий, черт возьми, плюшевый медведь, матерящийся прокуренным басом.
Иными словами, если вам не хватало хорошего фильма про то, как примирить вызовы взрослого существования и детскую непосредственность от наслаждения жизнью, то «Третий лишний» — как раз то, что надо. Только оставьте детей дома. С теми плюшевыми медведями, которые не умеют говорить.
Шутки про 11 сентября и темнокожих, издевательство над "Сумерками", "Звездными войнами" и Сьюзан Бойл, да и типичный гэговый американский юмор затягивает так, будто вы попали в барабан стиральной машины и даже не думаете из него выбираться. Поэтому отключите свои мобильные телефоны и будьте готовы к тому, что на два часа вы забудете обо всем на свете.
Под видом непристойной комедии со скабрезными шутками и изрядной дозой туалетного юмора режиссер Макфарлейн (который сам озвучил роль Теда) проводит настоящую подрывную работу, продвигая беспечную философию равнодушия к успеху как таковому, а заодно и всем его составляющим — "взрослению", продвижению по службе, материальным благам и семейным ценностям.
Весь фильм Сет умело и искусно подбрасывает новые объекты для высмеивания и шуток. Диалоги на высоте, поэтому неудивительно, что они вызывают в зале гомерический хохот. Кончено, большим моралистам и занудам лучше воздержаться от просмотра этого фильма – все равно не оценят.
Марка могли бы загримировать получше, а то его стареющая физиономия никак не тянет на 35 лет. В это же время Мила выглядит как минимум на 10 лет моложе своего партнера по съемочной площадке. Получается небольшой, но не такой уж и существенный, диссонанс. Главное в этом фильме не актеры, а их диалоги. Вердикт: смешная, жутко пошлая и отмороженная комедия. Смотреть обязательно.
Оказывается, все, чего не хватало романтической комедии для полного счастья, — это плюшевый медведь непристойного поведения. Он оправдывает и, в сущности, уравнивает девичьи «мимими» и подростковую мужскую похабщину. За ним стоит долгая и почтенная традиция воображаемых друзей, которые помогают жить юным неприкаянным героям. В конце концов, возможно, вы хотели узнать, что будет с Карлсоном и Винни-Пухом, когда Малыш и Кристофер Робин достигнут среднего возраста.
Макфарлейн, может быть, единственный действующий комик, которому удается копировать стиль братьев Цукеров и при этом упомянуть их в своих шутках (одна из сцен цитирует пародию «Аэроплана» на «Лихорадку субботним вечером» — вот он, триумф метакомедии), но все же главный источник юмора в «Третьем лишнем» — его примитивная завязка: одинокий ребенок мечтает, чтобы его плюшевый медведь ожил.
Так «Третий лишний», по названию и жанру напоминающий очередной девичий ромком с небольшой погоней в финале, обновляет жанр. Это тот самый ромком с клише, где клише высмеяны так тонко, что девушки даже этого не заметят. Девушки будут смотреть историю про парня, который ради подруги расстался с медведем.
Но МакФарлейн, дебютант в кино, создатель мультсериала «Гриффины», — не лирик, притворившийся циником, а, кажется, вполне искренний циник, и оттого все заходы фильма на территорию честной романтической комедии или мелодрамы выглядят неохотным и неуклюжим компромиссом автора с новым медиа. По-настоящему же его интересует сквернословящая мягкая игрушка — что ж, это, должно быть, тоже вызов для художника, и «Третий лишний» — один из лучших фильмов про сквернословящие мягкие игрушки.
В фильме есть симпатяга Тэд, вытягивающий на своём плюшевом горбу посредственную комедию и скверную драму. На него всегда интересно смотреть, что бы он ни делал, потому что это либо мило, либо смешно, либо смешно и мило. Да даже в серьёзных сценах Тэд показывает себя куда более адекватным и вменяемым существом, чем его лучший друг.
Увы, ни медведю, ни фильму от этого легче не становится. Равно как и Тед, кино устало плетется к финишной прямой, валясь с ватных ног и оживляясь лишь на побочной сюжетной линии с эпизодической семейкой психопатов. Реагировать на это безобразие можно по-разному. Кидалты, одержимые героями детства и прочими атрибутами прошедшего времени, за которое нынче принято держаться мертвой хваткой, наверняка останутся от картины в полном восторге.
Драматургически "Третий лишний" довольно однообразен и построен вокруг бесчинств Теда, которому как игрушке позволено многое — скажем, пошутить не только про отсутствие у плюшевого медведя половых органов (что не мешает ему вести бурную половую жизнь), но и про 11 сентября. Иногда медвежьи безобразия сменяются неуклюжей медвежьей нежностью.
Однако, упражняясь в порче общественного воздуха, он, образно говоря, вместе с водой выплеснул и ребенка: пущенными на ветер оказались и отличный рождественский пролог, и вполне качественные шутки, время от времени все-таки вырывающиеся из ректальных словесных нагромождений, и даже трогательно-слащавый финал, посредством которого Макфарлейн робко попытался вырулить куда-то в сторону серьезной драмы.
То есть в итоге Сет Макфарлейн ошибся ровно три раза, загубив потенциально удачный проект — поставил на главные роли комедии про придурков персонажей из слезоточивой мелодрамы, забыл им написать свою историю, а все вставные номера разбавил так, что сквозь этот компот стало можно читать газету. А всё потому, что нельзя по методе хорошего короткометражного мультсериала делать полнометражное театральное видео.