В фильме Служебный роман. Наше время сотрудника рейтингового агентства и одинокого отца двух детей Анатолия Новосельцева постоянно пилит начальница Людмила Калугина, которую подчинённые прозвали мымрой. Но однажды корпоративный праздник всё меняет - закручивается служебный роман.
Разумеется, этот фильм обречен преимущественно на неприятие – участь большинства интерпретаций мифов. К тому же и вправду шутят порой вяловато, Новосельцев, как справедливо замечает его начальница, «вот именно что никакой», а основательность приносится в жертву аккуратности – иногда возникает ощущение, что смотришь уже выученный фильм на быстрой перемотке. И да, почти все новое российское кино в том или ином смысле сделано в жанре пародии, но здесь хотя бы честно и не так пошло. Плюс это вторая на моей памяти современная наша комедия, где так точно отражена жизнь сегодняшней Москвы. Первая была «О чем говорят мужчины» – все с тем же мидл-классом, осоловевшим от собственной обустроенности, выездными корпоративами, пьяными выходками у бассейна. И там, и там смотреть на это чаще грустно, чем смешно. Поэтому, кроме того, что первый «Роман» – безусловный шедевр, а второй – необязательная романтическая комедия, стоит помнить о том, что тогда мы явно нравились себе больше, по крайней мере, на экране.
Создатели картины еще на этапе предпродакш заявили, что главной целью проекта является донесение классики до молодого поколения, поскольку, по словам одного из авторов сценария Николая Ковбаса: «”Служебный роман” стал фильмом, который нужно смотреть “в сопровождении взрослых”». Осовременивание пьесы «Сослуживцы» пошло по двум направлениям. Во-первых, в качестве места действия выступает офис рейтингового агентства со всей присущей ему атрибутикой: принтерами, факсами, компьютерами, i-phone’ами, социальными сетями и прочими приметами времени. Во-вторых, финал ленты был написан заново, то есть последние полчаса экранного времени нам предстоит наблюдать за тем, что «не могло произойти» 40 лет назад. И хотя в благополучном разрешении событий не сомневаешься ни на секунду, этот ход кажется несколько наивным, а заключительные сцены – чрезмерно слащавыми.
Новый «Служебный роман» ужасно легко ругать. Он на это не то что бы напрашивается - скорее, откровенно подставляется, сладостно зажмурившись. Глянцевая, вылизанная насмерть картинка, любовно подточенная под идеал, увиденный даже не в кино, а в рекламных роликах. Глянцевая, вылизанная насмерть реальность, подсмотренная где-то там же. Но вот в чём штука - где-то во второй половине фильма «Служебный роман» начинает незаметно преображаться. Будто в определенный, точно неуловимый момент благоприятная инерция хорошо придуманной давным-давно человеческой истории спохватывается вдруг и начинает осторожно толкать фильм куда-то вверх. Сквозь всю эту шелуху примет времени, глянцевой ирреальности и бесконечных крупных планов коньячных этикеток и туристических логотипов к чистому небу правды. Если не правды жизни, то хотя бы правды утешительного жанра романтической комедии.
«Служебный роман. Наше время» – ремейк фильма Эльдара Рязанова и очередное подтверждение и актуальности темы, и противоречивой природы переделок советской киноклассики. Как известно, лучше заниженные ожидания, чем завышенные. В данном случае принцип почти оправдывается. В отдельные моменты новый и претерпевший не только косметическую правку «Служебный роман» кажется не таким страшным, каким мог быть, — не ужас-ужас-ужас. Саморазоблачение случается довольно скоро — в сцене корпоратива в Турции, которой заменена домашняя вечеринка по поводу назначения Самохвалова. То, что начинается как топорный рекламный ролик турпоездки, в какой-то момент доходит до почти вызывающего уважение способа размещения рекламы одного коньячного бренда. Если в этот момент сознание что-то и выуживает из культурной памяти, связанной с советским кино, так добрую традицию использовать приморские сценарии с целью вывезти съемочную группу на курорт.
Из-за катастрофической нехватки времени (фильм односерийный) новый Новосельцев охмуряет Калугину по ускоренной программе, но это не мешает создателям отвлекаться по мелочам, вставляя ненужный мотокросс, затянувшуюся пьянку в Турции, ну и конечно, целую криминальную историю с провалом презентации, подводящую к неизбежно позитивному финалу. Единственное, что не напрягает в этой комедии, — так это бессмертная музыка Андрея Петрова, вынуждающая посмотреть оригинальный фильм 1978 года еще раз.
Подзаголовок «Наше время» непроизвольно считывается как «Наша Russia» — и неслучайно: с канала ТНТ тут и режиссер, и как бы актеры (от Павла Воли до какого-нибудь Тимура Родригеза). При этом режиссер Андреасян выступает в роли Рязанова чуть более изобретательно, чем Тимур Бекмамбетов в продолжении «Иронии судьбы»: вместо Верочки тут гей-секретарь, главные герои успевают отдохнуть в Эмиратах, а «мымра» Калугина не очень походит на дурнушку. Впрочем, предсказать зрительскую реакцию на этот ремейк, разрешения на который у авторов оригинала никто и не думал спрашивать, нетрудно.
Про «Служебный роман: наше время» проще всего сказать: «Какое время, такой и роман». Но это будет не столько банально, сколько неточно. Потому что единственная реальность, доступная изготовителям ремейка (перечислять их утомительно, запоминать не нужно), — это реальность рекламного ролика. Главное отличие нового кино от старого советского в том, что старое, при всех идеологических фильтрах, пыталось притворяться реальностью, новое же намерено эту реальность агрессивно формировать. И если «Служебный роман: наше время» не провалится в прокате со страшным треском, значит, установка поведенческих стандартов рекламистам худо-бедно, но удается. Это не ремейк фильма «Служебный роман», это ремейк бесконечного рекламного блока на федеральном канале.
Сюжет римейка подчистую копирует все значительные эпизоды оригинала, разве что финал немного подкорректирован, да старые персонажи получили несколько, так сказать, непривычные образы. Но даже при почти полном копировании старой истории, создатели каким-то образом умудряются начисто запороть ее подачу. В общем и целом, можно сказать, что перед нами – очередной провал отечественного кинопрома. "Наше время" повторяет почти все ошибки "Иронии судьбы: Продолжение", только спецэффектов Бекмамбетова не хватает для полного соответствия. Эта лента не подарит вам хорошего настроения, а поклонникам оригинала и вовсе его испортит. Так что, лучше проходите мимо.
На весь римейк — ровно полторы свежих шутки, над которыми хотя бы хмыкнешь (ну, и ещё другой способ обыграть шутку про «сухая-мокрая»), над старыми шутками уже скорее плачешь, а уж ускоренное развитие событий, смешивающее в кучу перипетии взаимоотношений главгероев, выкинутые за ненадобностью второстепенные сюжетные линии и связанные с ними шутки — всё это и вовсе убивает идею на корню. Из оригинального материала внезапно хорош только Павел Воля, особенно учитывая сюжетный твист в финале. Это таки можно смотреть, пусть и морщась. Но смысл? Мирно поспать можно и дома, причём забесплатно.